Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека

Тот, кто познаёт Бога, имеет на него влияние.

К.Г. Юнг «Ответ Иову»

  

Нам довелось родиться и жить в условиях, когда нет острой необходимости изобретать способы защитить своюжизньи свободу, беспокоиться о возможности прокормиться, укрыться от непогоды, терпеть страдания тела, иметь крышу над головой… Цивилизация дала нам уверенность в возможности содержать тело в чистоте и здоровье, а жилище в неприкосновенности.

Человек, сполна использующий блага цивилизации и чувствующий себя поэтому вполне благополучным, может даже решить, что егоблагополучиеи есть признак целостности и даже праведности. «Я хороший человек.  Достоин такой счастливой жизни.» Незачем проявлять зависть, жадность, трусость, ненависть, слабость, когда всё можно получить цивилизованными методами.

Жизнь современного человека построена так, чтобы не встречаться с неприятными сторонами собственной личности, со своей Тенью.

Осознаём мы это или нет, но такой образ жизни целостности не создаёт. Ведь целостность предполагает признание своей Тени, обеспечивающее возможность обогащающего взаимовлияния нашего сознания и бессознательного.

Если бессознательное неведомо человеку, оно приобретает силу угрожающей подводной части айсберга.

Обладая инстинктом индивидуации, человек сначала бессознательно, а затем, если посчастливится, сознательно стремится к постижению своей Тени.

 

Как это бывает? Что сознательно или бессознательно предпринимает человек, чтоб достичь индивидуации? Чтоб исследовать свою Тень, описать условные границы своей личности?

1.Проецирует содержание своей Тени на других.

Всем знакома пословица «В чужом глазу соринку увидит, а в своём бревна не замечает»

Мы замечаем чужие соринки именно потому, что точно такие же есть у нас самих. Они из бессознательного беспокоят нас, как бы побуждая увидеть себя.

Что за соринки? А всё те же страхи, зависть, ненависть, алчность и т.д.

2.Заболевает или попадает в неприятные ситуации.

Психосоматические и истерические телесные симптомы служат бессознательному проживанию вытесненных из сознания проявлений нашей психической жизни.

Точно также нам приходится пережить эти вытесненные в бессознательное части себя, когда мы попадаем в нестандартные ситуации, провокаторами которых нередко сами и являемся.

Забываем паспорт, идя ЗАГС, влюбляемся в партнёров своих друзей, выходим в море в ветреную погоду и проезжаем на красный свет прямо напротив поста ГИБДД.

3. Совершает дауншифтинг, становится волонтёром, идёт на войну или отправляется путешествовать, сознательно коренным образом меняя привычную ему с детства жизнь.

Кажется, там, за границами привычного мира можно встретить то, чего не встретишь в своём уютном доме.

4. Погружается в духовные практики и посещает психоаналитика.

 

Инстинкт индивидуации, инстинктивное стремление человека к бОльшей осознанности, к достижению дифференциации личного от коллективного внутри отдельного индивидуума как бы выступает на стороне зла, протестуя, сопротивляясь благополучному цивилизованному существованию человека.

Но по большому счёту именно благодаря этому инстинкту возможно дальнейшее развитие человечества. Когда индивид становится более целостным, т.е. осознанным и способным интегрировать свою Тень, он вносит коррективы в свой моральный кодекс.

 Живя по этому кодексу, он обогащает своим опытом людей вокруг себя, обогащает коллективное сознание и бессознательное.

Донскова Юлия

Что интересного на портале?