– Ай, какой молодец! Сам убрал за собой игрушки… Хороший мальчик!
– Ай-ай, как тебе не стыдно? Кто так делает? Зачем его ударил? Плохой мальчик…
Как вы понимаете, эти слова могут быть обращены к одному и тому же ребенку. С разницей во времени в пять минут, а то и меньше. И так – по многу раз на дню. «Классика» воспитания… Взрослые наивно полагают, что все будет просто: они поддержат «хорошего мальчика», одну половинку личности с ее проявлениями, а другую, «плохого мальчика», заклеймят позором, да так, что он не будет головы от стыда поднимать… точнее, перестанет проявляться.
Вот так, господа и дамы, мы в самом раннем детстве прощаемся с цельностью. А потом, когда становится двадцать, тридцать и особенно сорок, начинаем отчаянно за ней гоняться и искать ее… Да, где только ни ищут цельности, но сегодня, сейчас, речь не об этом. Она о том, что как ни дели личность ребенка, на сколько частей ни дроби его, ни одна из них никуда из него не денется. Не сможет. Все его части – внутри него. Те, что нам нравятся, и те, что нет. Те, что проявляют себя созиданием, и те, что разрушают, и те, которые просто экспериментируют.
«Сегодня в садик пришел хороший Дима, а плохой Дима остался дома, – говорит мамочка воспитательнице у дверей детского сада. – Правда, Димочка?» И Дима кивает, и это очень плохо, потому что это означает, что он уже поверил, что его два. Что есть он один. А есть другой. И знаете… если хотите воспитать шизофреника, действовать надо именно так. Сначала – разделяй (это отнюдь не «разделяй и властвуй», как может показаться), потом наблюдай, как у ребенка развивается последовательная диссоциация (он в разные моменты времени ведет себя как два, а то и больше, человека), поддерживай ее, то есть наказывай за одно поведение и хвали за другое, а там, глядишь, диссоциация углубится и превратится в раздвоение личности…
Родителям на заметку: этот ребенок, ваш ребенок, всегда один и тот же человек. Он может вести себя по-разному. Может печалиться и радоваться, тихо созерцать или носиться по комнате с дикими воплями, но он всегда – один. Это одна и та же личность, которая проявляет себя по-разному в разных ситуациях. И к этому умению, гибкости и контекстуальности, надо относиться с уважением. А что касается каких-то неприятных нам форм поведения… Мастерство и воспитательная мудрость не в том, чтобы их порицать, а в том, чтобы не обращать на них внимания. Тогда ребенок наверняка перестанет добиваться его, вашего драгоценного внимания, такими способами.
О последовательной диссоциации см. подробнее здесь:
© Алексей и Мария Афанасьевы.
Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов