Рассмотрим психологический смысл фильма. Принцип интерпретации символов практически такой же, как при толковании снов, фильм рассматривается как психическое целое одного человека.
Фильм Избави нас от лукавого начинается с описания возникновения психологической проблемы в недалеком прошлом. Трое солдат встретились чем-то ужасным и этот ужас их «заколдовал». Такая незамысловатая история возникновения невроза, затрагивающего мужские качества – их парализовал ужас, всех троих выгнали из армии. Но в чем именно был корень проблемы – раскрывается только в конце фильма.
Брутальный супер-полицейский – главный герой фильма Избави нас от лукавого, обладает необъяснимым чутьем, который его напарник называет радаром. Полицейский в структуре фильма символизирует эго-комплекс, который испытал в прошлом большой страх за своего ребенка при столкновении с маньяком-педофилом. Маньяк его так пугал своей жестокостью, что он убил маньяка в порыве гнева, вместо того, чтобы его арестовать.
Полицейского преследует страх за свою семью и чувство вины, что он неправильно поступил с маньяком. Но эти чувства и дурные мысли старательно вытесняются из сознания. Такое длительное подавление образовало негативно заряженный эмоциональный комплекс бессознательного. И под воздействием стресса на работе (мертвые дети валялись повсюду) этот комплекс прорвался в сознание - отсюда навязчивые голоса и т.п. Притягивающиеся к полицейскому мертвые дети, так же иллюстрируют принцип синхронии, описанный Карлом Юнгом – события внутренней жизни в психике часто имеют отражение во внешнем мире, словно во внешнем и внутреннем они происходят синхронно, и между ними нет четких границ.
Полицейский сталкивается с «заколдованными» солдатами. Это тоже своеобразная синхрония - персонифицированная материализация образов и фантазий по поводу страха, связанного с маньяком. В сновидении, приснившемся мужчине, образы солдат могли бы отражать как раз теневые качества личности, которые подавляются. Борьба полицейского с заколдованными солдатами символизирует попытку победы над этими качествами через отрицание их. Страх полицейского невольно проецируется на этих солдат, когда они причиняют боль своим родным. Всю жизнь он бежал от своего страха за близких, но внешние ситуации вынудили его с ним столкнуться лицом к лицу.
Очень интересный персонаж фильма Избави нас от лукавого – священник. В нем уживаются самые разнообразные качества, несовместимые противоположности – он спортсмен и пьет и курит, он священник, но при этом сам грешник, с одной стороны он брутал, с другой чувственная натура, и т.п. Такая интеграция противоположностей символизирует принцип тотального принятия, своего рода психосинтез всех качеств в единую структуру целостной личности.
И если личность полицейского разобщена внутренним конфликтом, то личность священника гармонична. По отношению к главному герою, священник служит персонификацией Самости – по Юнгу это центр психического целого человека. Когда коп встречает священника – тот постепенно начинает пробуждать в нем его собственную самость, полицейский учится доверять голосу этого «высшего Я», которое по фильму описывается как принятие Бога и отречение от Дьявола.
Священник признал в себе зло, он знает, что сам грешен. Но он не подавляет эти качества в себе, как делает полицейский со своим страхом. Священник принимает в себе отрицательные качества, но контролирует их. Эта способность внутреннего самоконтроля дает ему возможность контролировать этот негатив (бесов) во внешнем мире.
Итак, полицейский (эго) учится у священника (самость) принимать свое вытесненное бессознательное, не бежать от него, а осознавать и интегрировать на сознательном уровне в свою личность. Он признает свое чувство вины, свой страх через покаяние.
Покаяние, как терапевтический метод - есть процесс осознания и принятия отрицательных качеств характера, которые нелицеприятны для сознания, не соответствуют установкам морали и нормам нравственности. В покаянии человек обязан признать, что в нем есть как хорошее, так и плохое. Это первый шаг – честность перед самим собой, перестать себе врать и стараться показаться другим лучше, чем есть на самом деле. Такая показушность свойственна Персоне – маске, которую человек носит. Срастаясь с этой маской, личиной – человек теряет свою сущность, душу. Душа это индивидуальные качества, внутренние чувства и истинные желания. Персона это массовое сознание – установки социума и чужие идеалы.
Второй шаг, который делается в покаянии – признание своих отрицательных качеств перед другим человеком. Одно дело – признать это на уровне сознания перед собой. Совсем другое – обнародовать их, реализовать в действии. И это действие дает освобождение, выражение подавленного наружу. Негатив всплывает в сознание, принимается, перерабатывается и выбрасывается вовне. А священник принимает его в себя. Священник выступает не как личность человека, но как символ большего, чем человек – посланника Бога. Но это религиозный язык. В аналитической психологии все объясняется проще. Эго по отношению к Самости – аналог человека по отношению к Богу. Раз для полицейского (символ эго-комплекса) священник является символом архетипа Самости, то эго фактически признает, что силы бессознательного психического (самость) важнее и могущественнее мелких эгоистических позывов. Признание это идет на внутреннем уровне. Происходит установление оси эго-самость – та ситуация, когда эго уже не одиноко, а опирается на свое подсознание, сотрудничает с ним.
И последний этап покаяния – отпускание грехов. Это ответ Самости, данный эго о том, что оно его принимает, что оно его прощает, что силы бессознательного о нем заботятся. Если первоначальная тенденция эго, как этап развития – отделиться от Самости и сил бессознательного (аналог в религии - изгнание из рая), т.к. необходимо развить сознание и эго-комплекс. То процесс покаяния запускает обратное движение – тенденцию к воссоединению эго и Самости (аналог в религии - вознесение в рай).
В финале фильма Избави нас от лукавого – полицейский вместе со священником изгоняет демона из солдата, в 6 нелегких этапов. Ну это как в сказке - путь был не близкий, за тридевять земель ходили - долго над собой работали и в конце концов исцелились. На внутреннем уровне полицейский обретает покой. На внешнем – город может спать спокойно, маньяк побежден, жене и дочке ничего не угрожает, полицейски ходит в церковь со спокойной душой, уже не боясь, и крестит второго ребенка.
Вот зло и побеждено)
Оригинал: http://goodworkstudios.ru/