Родители используют в «воспитательных» целях различные способы «воспитания». О некоторых из них я писала в подборке своих статей, Вы можете найти их здесь: http://www.b17.ru/selected/191/ . Уже обсуждались устыжение, критика, принуждение, наказание, игнорирование, угрозы, ограничения. В этой статье речь пойдет о похвале.
Похвала на первый взгляд не несет за собой особой опасности и ей нет места в ряду вышеописанных способов «воспитания». Вероятно, что вред, причиненный ребенком в результате наказания, устыжения и критики, может быть больший. Тем не менее, следует помнить, что у похвалы есть много общего с критикой – это оценка. И в случае с похвалой положительная оценка.
Что транслирует родитель ребенку, используя похвалу, как способ «воспитания»?
Что происходит с ребенком, когда родитель часто хвалит его?
- Ребенок начинает зависеть от оценок окружающих. Он старается отмечать ожидания других и пытается им соответствовать. Сам он при этом не знает, чего хочет и что представляет из себя.
- Нередко испытывает страх, что может разочаровать близких, которые так гордятся им. Любое поражение и неуспех вызывает страх потери расположения близких.
- Страх совершать ошибки осложняет возможность пробовать что-то новое, обучаться.
- Формируются нарциссические или истерические черты характера с постоянным стремлением понравиться окружающим.
- Формируется страх разочаровать того, кто похвалил однажды.
- Также возможны другие варианты, когда ребенок отказывается от действий, которые могут подвергаться оценке и не делает совсем ничего. Понимая, что не может получить похвалы он не доделывает до конца дела, пассивно сопротивляется достижениям, намеренно или пассивно саботирует, уходит в болезнь (что освобождает от ожиданий близких).
Чем можно заменить похвалу?
- Интересоваться, расспрашивать и позволять оценивать ребенку свои поступки и действия самостоятельно.
- Говорить о своих чувствах и переживаниях в ответ на поступки и действия ребенка.