Это настоящее бедствие! Вы в отчаянии, малыш ревет не переставая. Его любимая игрушка исчезла! В семье – хаос и смятение, все сбились с ног, ребенок – безутешен. Он не расставался со своим игрушечным другом ни на минуту, засыпал с ним, не выпускал его из рук во время еды и купания. И вдруг постоянный компаньон и утешитель исчез! Малыша невозможно уложить спать, он отказывается оставаться с няней, а главное не принимает никакой замены. Ему нужна только его любимая игрушка! Что может утешить ваше чадо? Как помочь малышу, ведь для него это действительно серьезная потеря?
В свои 8 месяцев ребенок начинает понимать, что он – это не весь мир, мама не его часть, а отдельное существо и что вокруг есть другие люди. Этот период называют «тревога восьмимесячных». Малыш начинает с опаской относиться к незнакомым людям, и ищет защиты и утешения на руках у мамы. Часто, именно в этот период, между 7 и 12 месяцами, он привязывается к какому-либо предмету (платочку, одеяльцу, игрушке), чья роль заключается в том, чтобы создать связь между тем, что ему хорошо знакомо (родители, дом) и непривычным местом и незнакомыми людьми (врач, няня). Любимая игрушка для ребенка кусочек знакомого ему мира. Если вам необходимо отлучиться, его друг остается с ним как ваша часть, символизируя то, что мама существует, даже если ее нет рядом. Когда у малыша появляется любимая игрушка, в психологии она называется «переходный объект», это означает, что ребенок готов принять тот факт, что мама не составляет с ним одно целое, и не может быть рядом постоянно. Для того чтобы справиться с тревогой отделения, ребенку необходим такой реальный, осязаемый предмет, который в его фантазиях заменяет маму.
Как правило, ребенок выбирает что-то из доступных ему вещей: очень часто из спальных принадлежностей (пеленка, байковое одеяльце) или мягкую игрушку. Важно, чтобы вещь была мягкая и имела родной, привычный запах. Поэтому ни в коем случае не стирайте объект привязанности, запах одно из важнейших его свойств.
Некоторые дети предпочитают не расставаться с любимой игрушкой, постоянно держат в руках, даже если им не очень удобно. Другим детям она нужна в определенные моменты, например, перед сном или на прогулке. Важно помнить, что для ребенка «переходный объект» гораздо больше, чем обычная игрушка, он становится его частью. Отсюда и безутешные рыдания, когда любимый предмет постиран и потерял свой обычный запах или, что еще хуже, пропал.
Любимая игрушка это первая собственность вашего малыша. Он сам выбрал ее, она не
была ему навязана. Этот предмет помогает ему взрослеть. С ним у малыша появляются представления об отношениях. Игрушечный компаньон может быть для него кем угодно, отвечая на его потребности. Утешитель, хранитель секретов, тот, кто всегда рядом, тот, на кого можно «свалить» вину за свои проделки.
Ему в изобилии расточаются ласки, поцелуи, поглаживания, но, также, он может оказаться
покусанным, разорванным, если ребенок сердится ... на вас. Ваш малыш обладает полной
властью над этим предметом, перекладывая на него те эмоции, которые не всегда имеет возможность выразить в отношении вас.
Как реагировать в случае потери?
Будьте готовы пережить настоящую бурю, возможно, какое-то время малыш будет безутешен и прольет немало слез. Окружите его заботой, скажите ему, что тоже расстроены из-за того, что его друг потерялся. Ваш ребенок лишился любимого объекта и чувствует грусть и растерянность. Для него это первое столкновение с утратой, это полезный, но, тем не менее, драматический опыт для малыша.
Вы, конечно, переживаете, видя его таким несчастным, но ваше волнение только усиливает его горестные
чувства. Не тешьте его иллюзиями. Скажите, что вы сделаете все возможное, чтобы
отыскать любимую игрушку, но не обещайте ему, что обязательно найдете его обожаемого компаньона.
Позвольте ему некоторое время погоревать, будьте рядом, согрейте его своими объятиями. Когда он немного успокоится, попробуйте предложить ему другую игрушку, позволяя самому сделать выбор. Если он еще совсем маленький, предложите ему свою вещь, например, платочек, несущий отпечаток вашего запаха.
Дайте ему время привыкнуть к новому предмету. Постарайтесь быть внимательнее в будущем. Пришейте на игрушку бирку с номером вашего телефона на случай потери.
Малыши снимают напряжение и переживают расставание разными способами. Любимый предмет необязательно должен быть извне, это может быть и собственное тело, вернее его часть. Он может сосать большой палец, наматывать волосы на пальчик или играть со своим языком. В этом случае ребенок находит источник утешения и успокоения не во внешнем мире, а в своем теле. Такой способ самоуспокоения требует особого внимания и, желательно, обращения к детскому психологу.
Иногда ребенок выбирает немного необычный предмет, например край рукава
своей рубашки. Наконец может случиться так, что у него просто нет любимой игрушки, возможно, он нашел свой способ справляться с тревогой. В любом случае навязать ему что-либо невозможно. Ваш ребенок сам решает, что ему необходимо в соответствии со своими потребностями.