Продемонстрируем это на примере женских психотипов, которые разработала американский психоаналитик, последователь Юнгианской школы Джин Шинода Болен. Для названий архетипов она использовала метафору в соответствии с образами греческих богинь. Эта красивая метафора как нельзя лучше иллюстрирует взгляд на женщину и всем нам интуитивно понятна.
Чтобы показать петлю архетипа, разместим на простой системе координат ее составляющие: по горизонтали (ось Х) положительные и отрицательные черты, по вертикали (ось Y) – степень их выраженности. Вверх по вертикали – степень выраженности положительных черт, вниз – отрицательных.
Для примера возьмем два архетипа - Деметра (мать) и Кора (дочь).
Мать – важнейшая роль в жизни женщины, она оказывает колоссальное воздействие как на саму женщину, так и на ее детей. Мать – это «место», из которого мы появились на свет. Материнский архетип включает в себя всех матерей, которые когда-либо жили на земле – от милой доброй старушки или феи-крестной, исполняющей желания, до злой страшной ведьмы. Он несет в себе как зарождение, так и уничтожение жизни. К позитивным аспектам архетипа матери относятся: внимание и сочувствие; мудрость и душевный подъем, любой полезный инстинкт или импульс; все, что называется добротой; все, что дает заботу и поддержку, способствует развитию и плодородию. Это физическое и духовное вскармливание, это умение отпустить свое дитя. К негативным – все тайное, скрытое, темное – пропасть, мир мертвых, что пожирает, соблазняет и отравляет. Это властность, чрезмерная опека, привязывание к себе, зависимость от ребенка, использование детей в качестве орудия мести. Или наоборот «бесхребетность», стремление всем угодить, не иметь своих интересов и целей, пренебрежение собой ради других.
В греческом мифе, когда Деметра прекратила выполнять свои обязанности, все деревья перестали расти и голод грозил уничтожить человеческий род. Погружение в негативные черты матери (отказ в тепле, любови и заботе), как и гипертрофированное выражение положительных качеств (опека и контроль взрослых детей) – ведут к воспитанию зависимости. Иногда это явно демонстрируемое разрушение, а часто замаскированное под любовь поддержание зависимого поведения. Последствия имеют широкую градацию «степеней тяжести» от эффекта непрожитой жизни, инфантильных неврозов до различных видов зависимостей (эмоциональной и от психоактивных веществ).
Кора – дочь Деметры, архетип юности, беспечная девушка, собирающая цветы на лугу. Источник жизни, радости и спонтанности, необходимых каждому человеку. Другая ее ипостась – Персефона, жена Гадеса, бога подземного мира, зрелая богиня, повелительница царства теней, управляющая душами умерших.
Что бывает с женщиной, углубившейся в архетип Коры? Время идет, женщина все старше, а ее поведение остается детским – она беспечно собирает цветы на лугу. Оставаясь инфантильной в зрелом возрасте – она теряет положительные качества архетипа юности и попадает в петлю – становится состарившейся девочкой или жертвой, украденной Гадесом. В роли Гадеса могут выступать как реальная мать, так и любой, кто находится в контакте с такой женщиной – работодатель, друзья, коллеги, даже ее собственные дети. Коре исполняется сорок, потом пятьдесят, а она также зависима от мнения других, постоянно сомневается в своих действиях, старается всем угодить, живет в мире фантазий. Сама бездействует и ждет, что за нее все сделают другие, или чудо случится само собой. Результат – инфантилизм, роль жертвы, зависимость, одиночество.