Песочная терапия как способ работы психолога с семьей

Первое знакомство с «песком» произошло, когда я обучалась на авторском курсе «Практика песочной терапии» (г. Воронеж). С тех пор не могу оставаться равнодушной к данной теме, активно использую в практике индивидуального и семейного консультирования технику «песочной терапии».

Находящийся в естественном природном окружении песок побуждает человека к спонтанной изобразительной деятельности. Каждый ребенок учится наполнять песком формочки и делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук и ног, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели, а также копать мокрым песком, пытаясь построить замки. Ребенок зарывает в песок отдельные предметы или части своего тела, а затем их из песка извлекает. Игры с песком являются общепринятой формой развлечения детей и взрослых, отдыхающих на пляжах. Создание более сложных сооружений из песка способствует развитию художественных способностей и приносит человеку глубокое удовлетворение, вызванное реализацией им своих творческих потребностей и получением положительной оценки со стороны окружающих. Однако песок всегда возвращается к своему естественному бесформенному состоянию, поэтому жизнь произведений, выполненных из песка, коротка. Либо их разрушают сами создатели, когда уходят домой, либо они остаются еще какое-то время нетронутыми, пока их неизбежно не уничтожат люди или природные процессы.

Сравнивая игры с песком в естественном природном окружении с песочной терапией, протекающей в защищенном пространстве кабинета психолога, можно увидеть несколько важных различий:

1)                одно из них заключается в различных мотивах и целях деятельности. Игры с песком на пляже допускают равное право всех людей включиться в них как в один из видов занимательного эксперимента с этим природным материалом и связаны с созданием конкретных форм. Кабинет психолога, в свою очередь, представляет собой защищенное пространство, предназначенное для индивидуальной работы с песочницей и материалами, являющимися продуктами промышленного производства;

2)                песчаный пляж не имеет определенных границ и предполагает свободный доступ к песку, воде, ракушкам и камням; однако набор материалов ими и ограничивается. Пространство психологического кабинета гораздо меньше пляжа и имеет конкретные размеры; в нем имеется большой выбор материалов. Это дает тому неограниченные возможности символической экспрессии, позволяющие создавать всевозможные формы, сделанные из песка, которые он может выбрать. Потребности в творчестве, таким образом, реализуются путем создания символических образов, отражающих неповторимый внутренний мир клиента;

3)                на пляже человек подобен миниатюрной фигурке. В кабинете психолога в ходе песочной терапии он больше создаваемых им образов. Клиент воспринимает их с позиции управляющего этими образами после того, как они найдут свое конкретное воплощение;

4)                на пляже игра с песком является одной из форм физической активности, предполагающей использование разных частей тела. Ограниченные размеры кабинета психолога, песочница не дают клиенту возможности использовать иные части тела, кроме рук;

5)                находясь на пляже, человек может играть с песком в одиночестве. Возможно, кто-то лишь время от времени будет обращать внимание на то, что он делает. В консультационном процессе психолог постоянно присутствует рядом с клиентом в качестве свидетеля, поддерживая его при создании визуальных образов, сопереживая и наблюдая за всем творческим процессом, а, не рассматривая исключительно его конечный продукт. Присутствие заинтересованного наблюдателя в лице психолога подчеркивает важность создаваемых клиентом образов. Значение имеет не только конечный продукт изобразительного творчества клиента, но и опыт его взаимодействия с психологом, становящийся достоянием внутреннего мира клиента.

Песочница и многочисленные миниатюрные объекты – арена символического представления. Работа с песочницей становится важным этапом психического роста клиента и может начинаться с создания им неких форм, напоминающих те, которые создаются из песка на пляже. В то же время мелкий поднос голубого цвета, символизирующего воду, со сравнительно небольшим количеством песка, не может обеспечить реальной ширины, глубины и высоты, необходимых для создания масштабных работ. Ограничено и количество воды, которое можно использовать при создании песочных композиций. Все эти ограничения заставляют клиента создавать лишь иллюзию реальности, подобно тому, как это делается в живописи или на рельефе. Осознав и приняв эти ограничения, клиент сможет дать волю своему воображению, и тогда создаваемый в песочнице мир выйдет далеко за рамки ее физических размеров – в ней возникнут ширина, глубина и высота с их бесконечными возможностями. Песочные миры – это страницы продолжающегося мифа, на котором сфокусировано внимание клиента и психолога, и они знают, что этот миф простирается далеко за физические границы песочницы.

Процесс песочной терапии начинается тогда, когда в результате творческого импульса бессознательное клиента приходит в активное состояние, и, на ограниченной территории песочницы, он создает некий образ. В греческой мифологии существует представление о Хароне, перевозящем души с «берега живых» на «берег мертвых». Песочная терапия предполагает возможность движения в обратном направлении, благодаря чему тени бессознательного могут быть перевезены на «берег жизни» – берег света. В то же время в ходе песочной терапии обязательно имеет место процесс погружения в бессознательное, отражающий свойственные человеческой психике естественные приливы и отливы.

Создание все новых песочных композиций отражает цикличность психической жизни и свойственные ей ритмы. Эти циклы могут охватывать месяцы или годы. Каждая работа фиксирует то или иное состояние психики, тот или иной аспект внутреннего мира клиента. Анализ серии работ, выполненных за определенный период времени, позволяет выявить повторяющиеся темы, образы и определенный ритм их изменений не только отдельно у каждого клиента, но и у семьи в целом. Одновременно песочная терапия обладает уникальными возможностями, позволяя отражать динамику психических изменений. Неустойчивость песочных форм естественным образом обусловливает создание на каждой последующей сессии все новых и новых композиций.

Поскольку мы создаем сходные универсальные формы, отражающие естественные циклические процессы жизни и ее развития, песочная терапия является одним из средств постижения закономерностей, которые объединяют нас друг с другом.

Выше мы только начали знакомство с миром «песка»  в психологическом консультировании, однако, можем заключить, что песочная терапия является интересным и эффективным способом работы психолога как индивидуально, так и с семьей.

 

 


Что интересного на портале?