Адаптация – универсальный процесс приспособления к новым условиям. Однако процесс адаптации индивидуален, каждый ребенок и каждая семья привыкает к детскому саду по-своему. Это зависит от множества факторов. Что бы адаптация прошла легче, к новым условиям нужно готовиться заранее.
1) Подготовительный этап (до начала посещения детского сада):
• Создайте ощущение устойчивой эмоциональной связи ребенка с Вам:
- не пугайте ребенка тем, что, если он не будет слушаться, Вы его оставите где-то или отдадите кому-то;
- уходя из дома, расставаясь с ребенком, предупреждайте его, когда Вы вернетесь и выполняйте обещания;
- рассказывайте ребенку (если он тревожится), что Вы помните о нем всегда, даже когда его нет рядом с Вами.
• Поддерживайте ощущение безопасного окружающего мира:
- не пугайте ребенка тревожными новостями, или передачами,
- поддерживайте дома спокойный, доброжелательный, спокойный климат.
• Настройте ребенка на позитивное отношение к детскому саду:
- расскажите, что детский сад, это большой дом, в который дети приходят играть, заниматься, слушать сказки и узнавать много всего интересного;
- поиграйте с ребенком в детский сад с игрушками, расскажите сказки про детский сад;
- расскажите про то, как Вы ходили в детский сад, что Вы любили в нем больше всего и, может быть, что было трудно, но Вы справились;
- приходите на прогулку в детский сад к Вашему воспитателю, что бы ребенок смог познакомиться с пространством детской площадки, увидел, что Вы спокойно и радостно общаетесь с воспитателем («если мама так общается, значит, этот человек хороший»).
• Постепенно приблизьте Ваши домашние режим сна и бодрствования и питание к условиям детского сада, что бы режим и еда не были дополнительным стрессовым фактором.
• Научите ребенка просить о помощи взрослых, даже если он еще плохо говорит.
• Психологически подготовьте себя к тому, что Ваш ребенок идет в детский сад. Если Ваш собственный опыт посещения детского сада не был позитивным или Вы очень тревожитесь за своего ребенка, то обратитесь за поддержкой к близким, воспитателям или психологу.
2) Адаптационный период (начало посещения детского сада):
• Дайте ребенку, себе и воспитателям время привыкнуть. Период адаптации может длиться от 10-15 дней до 6 месяцев.
• Позвольте ребенку реагировать любым способом на расставание с Вами, даже если он злится на Вас, но не позволяйте ему бить Вас или уговорить забрать немедленно из детского сада. У ребенка в норме может быт несколько реакций на расставание с мамой в младшем возрасте: плачь, злость, ступор. У некоторых реакция возникает отсрочено (через несколько дней или недель).
• Приводите ребенка в одно и тоже время.
• Забирайте ребенка из детского сада в то время, когда обещали (после прогулки, после обеда, после сна). Пребывание ребенка в детском саду начинается с нескольких часов и увеличивается постепенно.
• Напоминайте ребенку о том, что Вы помните о нем даже, когда Вы не рядом с ним.
• Расскажите воспитателю все, что поможет еще быстрее найти подход к Вашему ребенку (что любит, что не любит, какая любимая игра, что быстро успокаивает Вашего ребенка, что его веселит, что раздражает).
• Обговорите с воспитателями ВАЖНЫЕ для ВАС моменты (докармливать или нет Вашего ребенка, какие штаны одевать, что нельзя делать).
• Установите с воспитателем отношения взаимного сотрудничества, прислушивайтесь к советам и рекомендациям, требованиям детского сада.
• Если нужно, придумайте ритуалы расставания с ребенком (например, обмениваться талисманами при расставании и встрече). Ритуалы не будут работать, если они не соблюдаются регулярно.
• Компенсируйте уменьшение времени пребывания с ребенком качеством. Игры выбирайте спокойные, не возбуждающие, связанные с телесным контактом или двигательные (например, пицца-массаж, рассказывание сказок на теле, упражнения из мягкой школы).
• Не перегружайте нервную систему ребенка дополнительными стимулами. На период адаптации лучше отказаться от посещения массовых мероприятий, шумных праздников. Утром закладывайте заранее больше времени на сборы в детский сад и на работу, что бы не спешить и не нервничать самим и не передавать это ребёнку.
• Помните, ребёнок может реагировать на новые условия разными способами: изменением поведения (например, истериками или наоборот, замыканием), изменением эмоционального фона (повышением плаксивости, тревожности, «стал как ляля»), изменением физиологических процессов (запоры/поносы, нарушения сна, нарушения питания), психосоматические заболевания (чаще простужается, чаще насморк или кашель без объективных причин). Эти способы помогают ребенку адаптироваться. Будьте терпимее и к ребенку, и к себе. Если нужно, обращайтесь за помощью.
3) Жизнь после адаптации (посещение детского сада):
• Адаптация заканчивается, когда ребенок привыкает к новым условиям, начинает соблюдать правила детского сада. Это не означает, что ребенок обязательно будет любить ходить в детский сад или будет соблюдать все требования воспитателей. Но он привыкает, что детский сад – неотъемлемая часть его жизни и он может находить здесь интересное.
• Соблюдайте требования детского сада и воспитателей.
• Приводите ребенка примерно в одно и тоже время.
• Интересуйтесь его жизнью в детском саду.
• Радуйтесь и храните творческие работы ребенка.
• Учавствуйте в семейных проектах и посещайте детские праздники.
• Продолжайте поддерживать отношения взаимного сотрудничества с воспитателями.
• Обсуждайте то, что Вас волнует и интересует с воспитателями и специалистами, а так же другими родителями.
ПОМНИТЕ, ЧТО АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ – ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ.
Вся семья привыкает к новым условиям. Каждая семья проходит этот процесс по-своему. И если Вашей семье нужна помощь, Вы может ее получить.
Психолог: Томина Н.А.
1) Подготовительный этап (до начала посещения детского сада):
• Создайте ощущение устойчивой эмоциональной связи ребенка с Вам:
- не пугайте ребенка тем, что, если он не будет слушаться, Вы его оставите где-то или отдадите кому-то;
- уходя из дома, расставаясь с ребенком, предупреждайте его, когда Вы вернетесь и выполняйте обещания;
- рассказывайте ребенку (если он тревожится), что Вы помните о нем всегда, даже когда его нет рядом с Вами.
• Поддерживайте ощущение безопасного окружающего мира:
- не пугайте ребенка тревожными новостями, или передачами,
- поддерживайте дома спокойный, доброжелательный, спокойный климат.
• Настройте ребенка на позитивное отношение к детскому саду:
- расскажите, что детский сад, это большой дом, в который дети приходят играть, заниматься, слушать сказки и узнавать много всего интересного;
- поиграйте с ребенком в детский сад с игрушками, расскажите сказки про детский сад;
- расскажите про то, как Вы ходили в детский сад, что Вы любили в нем больше всего и, может быть, что было трудно, но Вы справились;
- приходите на прогулку в детский сад к Вашему воспитателю, что бы ребенок смог познакомиться с пространством детской площадки, увидел, что Вы спокойно и радостно общаетесь с воспитателем («если мама так общается, значит, этот человек хороший»).
• Постепенно приблизьте Ваши домашние режим сна и бодрствования и питание к условиям детского сада, что бы режим и еда не были дополнительным стрессовым фактором.
• Научите ребенка просить о помощи взрослых, даже если он еще плохо говорит.
• Психологически подготовьте себя к тому, что Ваш ребенок идет в детский сад. Если Ваш собственный опыт посещения детского сада не был позитивным или Вы очень тревожитесь за своего ребенка, то обратитесь за поддержкой к близким, воспитателям или психологу.
2) Адаптационный период (начало посещения детского сада):
• Дайте ребенку, себе и воспитателям время привыкнуть. Период адаптации может длиться от 10-15 дней до 6 месяцев.
• Позвольте ребенку реагировать любым способом на расставание с Вами, даже если он злится на Вас, но не позволяйте ему бить Вас или уговорить забрать немедленно из детского сада. У ребенка в норме может быт несколько реакций на расставание с мамой в младшем возрасте: плачь, злость, ступор. У некоторых реакция возникает отсрочено (через несколько дней или недель).
• Приводите ребенка в одно и тоже время.
• Забирайте ребенка из детского сада в то время, когда обещали (после прогулки, после обеда, после сна). Пребывание ребенка в детском саду начинается с нескольких часов и увеличивается постепенно.
• Напоминайте ребенку о том, что Вы помните о нем даже, когда Вы не рядом с ним.
• Расскажите воспитателю все, что поможет еще быстрее найти подход к Вашему ребенку (что любит, что не любит, какая любимая игра, что быстро успокаивает Вашего ребенка, что его веселит, что раздражает).
• Обговорите с воспитателями ВАЖНЫЕ для ВАС моменты (докармливать или нет Вашего ребенка, какие штаны одевать, что нельзя делать).
• Установите с воспитателем отношения взаимного сотрудничества, прислушивайтесь к советам и рекомендациям, требованиям детского сада.
• Если нужно, придумайте ритуалы расставания с ребенком (например, обмениваться талисманами при расставании и встрече). Ритуалы не будут работать, если они не соблюдаются регулярно.
• Компенсируйте уменьшение времени пребывания с ребенком качеством. Игры выбирайте спокойные, не возбуждающие, связанные с телесным контактом или двигательные (например, пицца-массаж, рассказывание сказок на теле, упражнения из мягкой школы).
• Не перегружайте нервную систему ребенка дополнительными стимулами. На период адаптации лучше отказаться от посещения массовых мероприятий, шумных праздников. Утром закладывайте заранее больше времени на сборы в детский сад и на работу, что бы не спешить и не нервничать самим и не передавать это ребёнку.
• Помните, ребёнок может реагировать на новые условия разными способами: изменением поведения (например, истериками или наоборот, замыканием), изменением эмоционального фона (повышением плаксивости, тревожности, «стал как ляля»), изменением физиологических процессов (запоры/поносы, нарушения сна, нарушения питания), психосоматические заболевания (чаще простужается, чаще насморк или кашель без объективных причин). Эти способы помогают ребенку адаптироваться. Будьте терпимее и к ребенку, и к себе. Если нужно, обращайтесь за помощью.
3) Жизнь после адаптации (посещение детского сада):
• Адаптация заканчивается, когда ребенок привыкает к новым условиям, начинает соблюдать правила детского сада. Это не означает, что ребенок обязательно будет любить ходить в детский сад или будет соблюдать все требования воспитателей. Но он привыкает, что детский сад – неотъемлемая часть его жизни и он может находить здесь интересное.
• Соблюдайте требования детского сада и воспитателей.
• Приводите ребенка примерно в одно и тоже время.
• Интересуйтесь его жизнью в детском саду.
• Радуйтесь и храните творческие работы ребенка.
• Учавствуйте в семейных проектах и посещайте детские праздники.
• Продолжайте поддерживать отношения взаимного сотрудничества с воспитателями.
• Обсуждайте то, что Вас волнует и интересует с воспитателями и специалистами, а так же другими родителями.
ПОМНИТЕ, ЧТО АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ – ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ.
Вся семья привыкает к новым условиям. Каждая семья проходит этот процесс по-своему. И если Вашей семье нужна помощь, Вы может ее получить.
Психолог: Томина Н.А.