Переход из школы в колледж сопровождается для подростка рядом трудностей: быстрое (но не всегда осознанное) профессиональное становление; повышение требований к уровню взрослости со стороны родителей, педагогов, окружающих людей; частичная неготовность к принятию ответственных решений и самостоятельности; отрыв от знакомого школьного коллектива и др. Профессионально-техническое образование является звеном хозяйственного комплекса. Переход подростка из общеобразовательной школы в профессиональный колледж ведет к резкой смене его социальной позиции: происходит ломка сложившегося «школьного» стереотипа.
Достигнутые результаты:Для изучения адаптации первого курса колледжа к условия среднего учебного заведения была проведена методика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. В результате проведенной методики было выявлено, что у большинства студентов (53%) преобладает низкий уровень адаптации. Это говорит о том, что студент еще не привык к новой группе и своей социальной роли. Высокий уровень адаптации имеют 47% студентов, то есть хорошо адаптируются к обществу.Также на социальную адаптацию оказывает влияние то, как люди относятся к окружающим. Высокий уровень принятия других людей имеют 53%, то есть они принимают людей, одобряют их жизнь и отношение к себе в целом. Тем самым, они ожидают позитивного отношения к себе от окружающих Средний уровень принятия других имеют 42% студентов. Они положительно относятся к людям и принимают критику в свой адрес, но только от значимых для них людей.
У 47% студентов преобладает высокий уровень эмоционального комфорта, ощущение благополучия своей жизни. Средний уровень эмоционального комфорта имеют 42% студентов. Из этого следует, что они находятся состоянии спокойствия, не наблюдается негативных эмоций, но и положительных.
Таким образом, можно говорить о том, что адаптация первокурсников в большей степени прошла положительно. Для того чтобы помочь адаптироваться студентам со средним уровнем адаптации нами проводился психологический тренинг на групповую сплоченность. После проведенного тренинга проводилось повторное тестирование студентов. По итогам повторного тестирования наблюдалось улучшение социально-психологической адаптации студентов к колледжу.
В связи с происходящей модернизацией современного образования и введением новых ФГОС, которые направлены на развитие гармоничной и гуманной личности, возникает необходимость поддержания высокого уровня психологической защищенности образовательной среды ВУЗа.
Социальная адаптация является одним из важнейших аспектов успешного функционирования личности в обществе. Выявление особенностей адаптации связано с изучением личности подростка, особенностей его коммуникации, отношений с другими людьми, условиями жизнедеятельности.
Были проведены психологические тренинги. Первым был проведен тренинг на знакомство, так мы старались лучше узнать себя и своих одногрупников. Второй тренинг проводился на сплоченность группы. Проводилось упражнение «Мы с тобой похожи тем, что». Проводилась игра «Гордиев узел». Также мы с ребятами общались, я старалась отвечать им на волнующие их вопросы, связанные с учёбой и будущей профессией.