Памятка клиента на приеме у психолога

Памятка клиента на приеме у психолога

«Некоторые люди приходят к психологу с надеждой получить то, чего у них нет. По иронии судьбы психолог может «дать» только то, что человек уже имеет».

Шелдон Роут

Психологическое консультирование – это профессиональная помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации.

Как гласит народная мудрость: «Хочешь изменить мир – начни с себя. Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней».

Помощь психолога заключается в том, что он, в процессе общения, помогает клиенту посмотреть на проблемную ситуацию с другой стороны, увидеть её другими глазами, отнестись  к ней иначе. Если это потребуется, найти как можно больше выходов из сложившейся ситуации, тем самым расширив возможности клиента.

Психолог не дает советов, не ставит диагнозы и не выписывает лекарства. Психолог создаёт  атмосферу, условия, и дает варианты решения при которых человек сам оказывается способен решить свою проблему.

Психолог всегда работает только с человеком, обратившимся за помощью. И помочь он может только в том случае если человек готов к изменению себя, а не «переделке» мира вокруг.

Так как, по мнению Н, Пезешкиана, «здоровый человек не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними» и «если тебе нужна рука помощи, то ищи её на конце собственной руки».

В качестве клиентов могут выступать здоровые люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае клиент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом основное отличие Психологическая консультация от психотерапии. От так называемой «дружеской беседы» Психологическая консультация отличается нейтральной позицией консультанта. Пользуясь трансактной терминологией, «дружеская беседа» проводится в позиции Ребенок—Ребенок, психотерапия — Родитель—Ребенок, а Психологическая консультация — в позиции Взрослый—Взрослый. Современная тенденция — стирание границ между психотерапией и Психологическая консультация Последние годы партнерский подход и опыт консультирования обогащают психотерапию.

Цели и задачи Психологическая консультация:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;

6) повышение ответственности клиента и выработка готовности к творческому освоению мира.

        Опыт показывает, что такую программу удается реализовать в течение одной встречи, продолжающейся 2-3 часа, или в курсе из 2-5 встреч по 1 часу с интервалами от 1 дня до 2-3 недель.

        Может предлагаться семейное консультирование, аналогичное семейной психотерапии. В этом случае вся семья рассматривается в качестве клиента, проблема — как коллективная, а решения принимаются с учетом мнений всех членов. Основное требование к консультанту — соблюдение нейтральности, независимость от различных семейных группировок.

        Психологическая консультация может проводиться дистантно с помощью технических средств связи (телефонное консультирование). В большинстве случаев предъявляемая проблема маскирует индивидуальный или семейный кризис клиента, который и становится объектом психологической коррекции, требует учета и развития его мировоззрения (кризисная психотерапия). [Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000].

 




Что интересного на портале?