Откуда стеснительность и что с нею делать

Стеснительность - это неадекватное поведение с целью привлечения к себе внимания. Ругать за стеснительность глупо, а корректировать такое поведение необходимо. Зачем стеснительность вашим детям? Ваши дети должны быть смелыми и уверенными в себе, а не стеснительными!

Дети стеснительными не рождаются, дети стеснительными становятся. Дети рождаются смелыми (послушайте, как они громко и уверенно плачут!), но осваивают стеснительность, потому что это оказывается выгодно. Когда? В возрасте от 3 до 7 лет, как и большинство социальных эмоций. Как это происходит? Очень понятно и естественно.

Например, ребенок с родителями пришел в гости. Ему говорят: «Пойдем за стол с тетей поздороваемся!». Просто послушный ребенок, туповато-послушный, пошел бы и поздоровался. Рискнул бы и все сделал сам и за просто так. А наш – нет, он умнее, он сделает растерянную мордочку и прижмется к маминой ноге. Кстати, далеко не всегда такое поведение дети придумывают сами. Чаще они это подсматривают у других детей и повторяют за ними. Итак, ребенок испуганно выглядывает из-за маминой ноги. Стесняется… Что теперь будет? Все взрослые ему будут рассказывать, что эта тетя не страшная, что она ему даст конфетку, принесет чего-то вкусного. Итоги — ребенок оказался в центре внимания, его обслужат, ему во всем помогут, за него все сделают. Ребенок может быть уверен, что его ждет только поддержка, внимание и максимальная бережность. и если это увидит другой ребенок – он начнет повторять.

Стесняясь, ребенок управляет взрослыми. Ребенок учится стесняться и тренируется стесняться, осваивает эти полезные, новые возможности влияния на взрослых. Кто-то из детей стеснительность придумал, нашел, заметил, закрепил, и теперь копилка этих детских находок умножается.

Психотерапевты причиной стеснительности называют низкую или заниженную самооценку и предлагают считать, что это не недостаток, а только особенность ребенка. Как относиться к такой позиции? Осторожно. Разговоры о низкой самооценке - традиционная пустышка, которая объясняет все, но не приносит ничего. Нет задачи объяснить, есть задача менять, и в этом случае продуктивнее работать с представлением ребенка о себе (нередко действительно содержащими ограничивающие и негативные верования), внутренними выгодами, стоящими за стеснительным поведением, и постепенно на смену позиции Жертвы формировать позицию Автора.

Негативные верования иногда могут сыграть роль «пинарика» (читай волшебного пенделя), то есть мотиватора - тогда они бывают нужны. Хотя и здесь есть некоторая ловушка - не стоит забывать про позитивную и негативную мотивации.

Не ругать ребенка, но уверенно внушать, что он умный и сильный, что у него все обязательно получится - и одновременно организовывать на дела, а не на пустые переживания. Помогать ему делать первые шаги, делая их максимально простыми и легкими, и одновременно подкреплять его уверенное и успешное поведение.

Заметим, стеснительные дети чаще всего бывают у родителей двух разновидностей - ругачих и тревожных. Хуже всего, если это проявляется одновременно. Если вы замечаете у себя подобные черты, последите за собой, и это будет лучшей помощью вашему стеснительному ребенку.

Если вы уже не ребенок, но страдаете от стеснительности, переставайте страдать и начинайте вырабатывать другие, более полезные привычки: привычку смелости, привычку относиться к жизни как к игре, привычку к красивому и уверенному поведению.


Что интересного на портале?