Музыка пробуждает в нашей душе эмоции, а если при этом есть еще и слова, наполненные смыслом, в воображении рождаются визуальные образы, картинки, похожие на яркие вспышки, которые быстро рассеиваются, или на долгий кинофильм, просматриваемый в темном кинозале. Какие-то песни как будто пролетают мимо ушей, не оставляя ни следа в душе, а какие-то глубоко трогают и заставляют задумываться о судьбе тех, о ком в них поется, вновь и вновь проигрываются в наушниках, даже тогда, когда все слова выучены наизусть.
Для меня среди таких «вечнопрослушиваемых» музыкальных произведений ‒ творчество автралийского исполнителя Даррена Хейза (Darren Hayes).
Песни Даррена необыкновенно лиричны, чувственны, романтичны и глубоко психологичны, за каждой из них ‒ целая история, судьба, жизнь. Слова этих песен приятно изучать, запоминать, обдумывать, переводить, воображать, повторять про себя, ну и, конечно же, просто слушать в исполнении самого Даррена.
Сегодня мне бы хотелось рассказать об одной из песен Даррена Хейза, которая называется «Neverland» (я бы перевела это название как «Остров, которого нет»).
В ней рассказывается о маленьком мальчике, которому приходится сталкиваться с насилием в его собственной семье, в такие ужасные моменты будто бы рассыпающейся на осколки, – жестокий агрессивный отец, который бьет маму, мама, которая плачет от беспомощности, и мальчик, который смотрит на все это своими невинными широко раскрытыми глазами. И то, что происходит, кажется ему настолько невероятным и одновременно леденяще-пугающим, что воображение изо всех сил старается защитить его от всего того кошмара, с которым ему приходится иметь дело.
Он придумывает и рисует цветными карандашами пришельцев, которые прилетают с других планет и спасают его с мамой, безопасное убежище, в котором можно надолго спрятаться, ракету, которая отправит их далеко в космос, куда отцу точно не добраться.
В мальчике просыпаются и агрессивные чувства, направленные против отца, он воображает себе, как стреляет в него из пистолета или даже бросает включенный тостер в ванну, наполненную водой. И тогда отец исчезает и оставляет наконец их с мамой в покое. Только вот под силу ли маленькому ребенку справиться со всем этим, исправить все и спасти маму и себя? Конечно же нет. Ведь он еще совсем маленький, совсем беззащитный, нуждающийся в тепле, понимании и заботе. Только взрослым совсем не до него, они ругаются, бьют друг друга, кричат и совсем забыли о нем. Мальчику приходится рано взрослеть, заботиться о себе самому, создавать для себя безопасный Остров, Остров, который существует лишь в его воображении, Остров, которого нет.
Если посмотреть на историю, рассказанную в песне, с психологической точки зрения, то хочется отметить следующее. Маленьким детям присуще чувствовать, что все, что происходит вокруг, происходит для них или из-за них. Пребывая в таких фантазиях Всемогущества, ребенок может всерьез думать и переживать, что то, что происходит между мамой и папой, ‒ результат его (ребенка) поведения, поступков или даже мыслей и чувств. Ребенок не различает то, что происходит вне его поля влияния и то, на что он действительно может воздействовать, он винит себя во всем плохом, что происходит рядом с ним. Впоследствии, это глубокое чувство вины настолько прочно встраивается в личность и самоощущение человека, что ведет к развитию в нем депрессивных черт, при этом один из защитных механизмов, которым наиболее часто пользуется психика человека с депрессивными чертами, ‒ это интроекция ‒ ошибочное восприятие идущего извне как идущего изнутри.
С другой стороны, из текста песни мы также видим, как в мальчике просыпаются и агрессивные чувства, он хочет убить отца, чтобы спасти себя и маму. И это также пример итроекции (так называемая «идентификация с агрессором» - «Я не беспомощная жертва; я сам наношу удары, и я могущественен»), которая, с одной стороны, может вести к образованию садистических черт, а с другой, к образованию опять же глубоко запрятанного, бессознательного чувства вины, которое, тем не менее, оказывает влияние на всю жизнь человека, вины за то, что агрессивные импульсы в нем были направлены против одного из самых близких людей, в данном случае против отца.
Вот таким образом события, происходящие в детстве, могут разворачиваться в психике и всей дальнейшей жизни уже Взрослого человека, который в душе навсегда остается маленьким мальчиком, который хотел нарисовать ракету, чтобы спасти маму от папы, чтобы улететь на ней на Остров, которого нет.
А какие образы, чувства или размышления рождаются у вас, когда вы слушаете свои любимые песни?
P.S. Ниже привожу свой вариант перевода текста песни "Neverland". Не претендую на художественность перевода, но смысл, надеюсь, передан.
«Остров, которого нет»
Давным-давно,
Когда первый человек высадился на Луну,
Далеко-далеко внизу на Земле в своей комнате
Маленький мальчик делал фигуры из теней,
Они танцуют на стене и радуют сердце.
Он смотрит через узкую щель в двери,
Его глаза широко распахнуты,
Он еще никогда не видел, как женщины от удара падают на пол.
Клянусь, в этот раз папа ее точно убил
А что если я сделаю ракету?
А что если я улечу далеко отсюда?
А что если я смастерю молоток
И попытаюсь разбить ему лицо?
А что если я сделаю пулю
И выстрелю из пистолета?
Уверен, что судья быстро меня отпустит.
Давным-давно, когда Сатурн проделывал свой путь вокруг Солнца,
Маленький мальчик превращал свою боль в развлечение.
Цветные карандаши, восковые мелки, краски.
Образы будущего, сделанные с помощью ножниц и клея.
С широко раскрытыми глазами
Он рассказывает маме обо всем, что может сделать.
Он даже может нарисовать эскиз самого хитрого изобретения, которое обязательно их спасет.
Он может нарисовать пришельца,
Который придет и заберет их домой,
Он может нарисовать мультфильм,
Он может нарисовать люк, за которым можно спрятаться,
Он может нарисовать ванну с горячей водой,
Он может включить тостер в розетку,
И когда папа будет принимать ванну, бросить его в воду.
И когда отца не будет,
Настанут веселые времена
На острове, которого нет.
Возьми заряженный пистолет.
Глотни рома.
Приготовь крысиный яд.
Во всем этом есть урок.
Больше никаких сжатых кулаков,
Больше никаких ударов,
Никакого разбитого носа, или букетов в качестве извинений.
Давным-давно,
Когда первый человек высадился на Луну
А что если я сделаю ракету?
А что если я улечу далеко отсюда?
Далеко-далеко внизу на Земле в своей комнате
Маленький мальчик делал фигуры из теней
А что если я смастерю молоток
И попытаюсь разбить ему лицо?
Давным-давно, когда Сатурн проделывал свой путь вокруг Солнца
А что если я нарисую мультфильм?
А что если я нарисую инопланетянина?
Маленький мальчик превращал свою боль в развлечение.
А что если я нарисую ванну с горячей водой?
А что если я брошу туда включенный тостер?
Анна Короткова, психолог
экзистенциально-гуманистический психотерапевт