Особенности использования Skype в работе психолога

Новые технологии и предоставляемые ими возможности коммуникации стремительно врываются в нашу жизнь и прежде чем стать чем-то обыденным, без чего большинство людей уже не могут представить своего повседневного существования, проходят своеобразный период адаптации, в процессе которого люди не только привыкают к новым возможностям, но и обсуждают их пользу, области применения и вообще нужность. Обычно этот период сопровождается спорами сторонников и противников технологии о возможности ее применения в какой-либо области.

Программы видеосвязи не стали исключением и то, что когда-то казалось невозможным, фантастикой, сейчас стало повседневной реальностью. Skype является наиболее популярной из подобных программ, ее имя стало нарицательным и особенности, описываемые в статье, вполне касаются и других подобных программ.

Тут возник вопрос: возможно ли использовать подобные программы в работе психолога? И, как и везде, появились свои противники и сторонники. Кто-то стал применять не только подобные программы, но и работать по переписке и даже в более редких форматах, кто-то наглухо отказался использовать новые возможности. И те, и другие как-то объясняли свою позицию, приводили доводы, аргументировали и эти трения иногда вспыхивают с новой силой.

Мы же остановимся на двух моментах:

  • психолог, в подавляющем большинстве случаев, работает с эмоциями, чувствами, воспоминаниями, переживаниями, мыслительными операциями и другими феноменами, которые могут быть успешно переданы и без очного контакта, что делает, работу с использованием Skype не только возможной, но, часто, такой же эффективной, как и очная;
  • работа с использованием Skype имеет свои особенности, которые стоит учитывать для достижения максимальной эффективности.
  • Вот эти самые особенности и давайте разберем подробнее, сразу оговорюсь, что работать лучше с видео, так как это позволяет видеть эмоции и реакции Клиента, как и ему ваши, что приближает к живому общению. Часто уже по выражению лица видно: поняли вас или нет, что нужно уточнить, где остановиться подробнее, есть ли вопросы и т. д., следовательно, такой формат работы будет полезнее, чем работа только в голосовом режиме.

    Обзор особенностей работы начнем с основных трудностей, коими являются:

  • Обрыв или ухудшение качества связи. К сожалению, это случается, случается иногда в самый неподходящий момент. Ничего страшного в этом нет, стоит только заранее обговорить этот момент, чтобы продолжить прерванную беседу. Кроме небольшого увеличения времени и досады от услуг связи ничего страшного в этом нет.
  • Задержки связи. Если Клиент находится далеко, могут возникать небольшие задержки на то, чтобы речь и картинка долетели до адресата, поэтому ответа приходится ждать дольше и разговор становится медленнее. В этом тоже нет ничего страшного, просто это стоит учитывать и со временем это становится незаметным. Кроме того, психологу следует быть более внимательным к реакциям клиента, с учетом того, что они видны ему с некоторым опозданием.
  • Ограничение на использование некоторых техник. Выполнение некоторые техник требует, например, чтобы Клиент куда-то смотрел, или что-то писал, при этом имеет значение именно процесс, за которым и наблюдает психолог, что при использовании Skype бывает затруднительным. В этом тоже нет особых трудностей, техники видоизменяются, требуется только чуть большее сотрудничество со стороны Клиента, об этом и поговорим в следующем пункте.
  • Работа с использованием Skype предполагает немного больше сотрудничества и ответственности со стороны Клиента, ничего трудного в этом нет, если разобрать следующие три пункта:

  • Немного больше желания, то есть, недостаточно просто прийти на прием, тут стоит быть внимательным в процессе, учитывать предыдущие особенности, быть готовым уточнять и переспрашивать, так как в таком формате больше зависит от Клиента.
  • Немного больше самостоятельности, то есть выполнять домашние задания, если они будут, планировать свое время заранее, записывать возникающие вопросы и т. д.
  • Немного больше ответственности, то есть обеспечить себе место, где не будут отвлекать и беспокоить (обычно, таким местом является кабинет психолога), оборудование и связь.
  • Несмотря на некоторые трудности, работа с использованием Skype имеет массу плюсов вот лишь некоторые:

  • Ощущение безопасности. Многим трудно прийти в незнакомое место, и разговаривать с недавно совсем еще незнакомым человеком, да еще и откровенно. Здесь этот барьер во многом снимается благодаря тому, что Клиент находится в своей обстановке, да еще и просто разговаривает с человеком, который находится где-то.
  • Экономия. Не нужно тратить время, силы и средства на дорогу к психологу и обратно.
  • Временно́й график. Можно договориться практически на любое время.
  • Доступность специалистов. Возможно получить помощь выбранного специалиста, даже если он находится далеко.
  • Мобильность. Это выгодно как психологу, так и Клиенту, потому что даже если Клиент или психолог находятся в отъезде, они все равно могут провести сессию.
  • Остался последний вопрос: что нужно для работы? Для проведения работы с использованием Skype нужно совсем немого:

  • Компьютер, ноутбук, планшет или даже телефон, с установленным программным обеспечением;
  • Наличие камеры с приемлемым качеством изображения;
  • Гарнитура или наушники и микрофон. Наушники необходимы, так как при их использовании практически полностью решается проблема возможных посторонних шумов и обеспечивается эффект присутствия. Все-таки лучше, если это будет гарнитура;
  • Доступ в сеть, со скоростью, достаточной, для совершения видеозвонков.
  • Вот, пожалуй, и все основные моменты, которые стоит отметить при использовании Skype.

    К счастью, сейчас каждый желающий может попробовать такой формат работы и на собственном опыте принять решение о дальнейшей возможности его использования для себя.

     

    Успешного использования новых технологий! 

    С уважением, Эдуард Ицков


    Что интересного на портале?