В последнее время отмечается значительное ухудшение состояния здоровья детей, характеризующиеся ростом заболеваемости, изменением возрастной структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. По оценкам Миздрава за 2005 г. хронические заболевания имеют около 60% больных детей.[1]
В наше время в психологических работах, посвященных проблеме хронически больных детей, в основном анализируются их психологических особенностей и влияние болезни на развитие личности ребенка.
Многими исследованиями также показано, что тяжесть и нозология имеющегося у ребенка заболевания оказывают непосредственное влияние на успешность социально-психологической адаптации к школе. Чем «тяжелее» заболевание, тем труднее и длительнее происходит процесс социально-психологической адаптации больного ребенка к условиям школьной жизни.
Хроническое заболевание, в нормальный ход онтогенеза ребенка, создают условия его развития, новую, осложненную жизненную ситуацию. Эта ситуация обусловлена взаимодействием актуального психического и телесного состояния ребенка, внутренних психических и органических процессов и внешних средовых факторов, прежде всего таких как взаимоотношение с окружающими.[3]
Представляемое исследование проведено на базе Детской Кинической Больницы им. Филиппского Г.К. г. Ставрополя.
В исследовании участвовали 49 матерей в возрасте от 41 до 18 лет, где 33 матери с детьми с хронически соматическими детьми и 16 матерей со здоровыми детьми.
Так же дети возрастом от 1 до 10 лет, с диагнозами: аллергия, острый бронхит и бронхиальная астм, пневмония, пониженный гемоглобин, гайморит, гломерулонефрит.
Для исследования границ тела матерей, и имеющих детей с хронически соматическими заболеваниями использовано следующие методики:
1. Методика «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего телесного опыта (А. Ш. Тхостов, О.В. Ефремова); [4]
2. Тест геометрические фигуры (А. Ш. Тхостова, Д. А. Бескова); [3]
3. Тест – опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).[2]
При полученных данных аналируется последовательность выбираемых фигур по методики «Тест геометрические фигуры», матери ставящие на первое место фигуры с наличием углов с «плохой» формой или не замкнутой контуром (8,9) у них выявляется высокий показатель по шкале «кооперация» и «симбиоз» было обнаружена у 50% матерей, это свидетельствует, о что, они щепетильно относятся к своим детям и делая при этом зависимыми от себя. Однако сравнение средних показателей (5; 4,8)симбиотическое отношения по группам выявило, что меньше всего они выражены в группе нормы.
По шкале «отношение к неудачам ребенка» чаще всего относятся матери с хронически соматическими детьми.
Те, матери которые выбирали, в качестве идеальной фигуры с множеством углов обладают высокими значениями по школе «симбиоз». Это можно объяснить тем, что множество углов свидетельствует на поиске дополнительных точек соприкосновение. Эти матери находят искомое в сокращении в психологической дистанции со своими детьми, т.е. в симбиозе. У большинства матерей соматическими заболеваниями с высоким показателем «симбиоз», наблюдалась завышенное количество дескрипторов интрацептивных ощущений, это связано с тем, что переживают болезненные ощущения ребенка как свои, по сравнению с группой матерей имеющих здоровых детей.
Проводилось сравнение матерей выбравших в качестве идеальной фигуры с наличием углов или разомкнутые с показателями по методике «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего телесного опыта (А. Ш. Тхостов, О.В. Ефремова), было выявлено, что у большинства матерей завышен показатель выбора дескрипторов интацептивных ощущений. Это связана с тем, что у этих матерей более богатый внутренний опыт проживания интрацептивных ощущений, из-за чего изменяется нормальная граница тела в сторону разомкнутого или с наличием углов.
По итогам, можно сделать следующие выводы:
1. Выраженность таких родительских позиций, как «симбиоз», «кооперация» и «отношение к неудачам ребенка», больше присуще матерям с больными детьми, чем матерям здоровых детей.
2. Выявлена взаимосвязь между границами тела и дескрипторов интацептивных ощущений, матерей с хронически соматическими детьми.
Таким образом, матери, чьи дети страдают хроническими соматическими заболеваниями, формируют свое собственное отношение к болезни ребенка, они испытывают стрессогенные психоэмоциональные состояния и чувства по поводу болеющего ребенка.
Список литературы:
1. Зерницкий О.Б.//семейная психология и семейная терапия №3, 2005г.
2. Макушина О. П. Тенькова В.А. Методы психодиагностической работы с семьей. Издательство:полигрофический центр. – В.: ВГУ, 2008.
3. Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. 3-63 В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007.— 733с.
4. Тхостов А.Ш., Елшанский С.П. Методическое пособие по применению теста «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего опыта. М., 2003.