Определение сущности духовности

           Духовность во всех ее проявлениях всегда находилась в центре научной мысли, и несмотря на то, что понятия «дух», «духовность» имеют богатую историю в науке, культуре, эти термины обычно трактовались как концепты идеалистической и теологической мысли.

           В истории научной мысли можно выделить две крайние тенденции толкования духовности. Одна из них ставила данный феномен в зависимости от высшей силы, где «дух» понимался как сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование действительности, интуитивно.

          В рамках другой тенденции духовность рассматривалась как стержневое качество личности, как внутренняя направленность, позволяющая проследить глубинную, ценностно-смысловую взаимосвязь различных форм человеческой жизнедеятельности.

          «Дух» и «душа» сливаются в понятии «духовность». Духовность это «основное направление», «сущность чего-либо», «начало, определяющее поведение, действие», фокусирующее в себе не только общечеловеческие, но и индивидуальные ценности, богатство и совершенство внутреннего мира личности.

           Античная философия рассматривала дух и духовность чаще всего как теоретическую деятельность, которую, например, Аристотель называл мышлением о понимании, наслаждением теорией. В эпоху средневековья проявление качеств духовности реального и идеального человека соотносилось с Богом.

          Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам конца XIX - начала XX в. А.С. Хомякову, Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Страхову, Н. Бердяеву, и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа.

           Явление духовности многомерно. Оно присуще различным аспектам человеческого бытия. В социальной сфере оно выражается в бескорыстной деятельности на благо человечества, в сфере морали проявляется в нравственных качествах; в религии - в осуществлении высших божественных принципов, в науке - в стремлении к истине, в искусстве - в гармонии и красоте.

          Представления о духовности черпаются из различных источников: философских систем, учений религиозных реформаторов, трудов духовных подвижников, произведений великих деятелей науки и культуры. Однако часто за явления духовного порядка принимаются ритуалы, сакральная атрибутика и символика, создающие иллюзию духовной жизни.

         Подлинная же духовность проявляется в повседнев­ной деятельности человека, в его мыслях, словах и поступках. Вот как трактует это понятие «Словарь практического психолога»: «Духовность - индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность познания; 2) социальная потребность жить и действовать «для других».

          Итак, с категорией духовности принято соотносить потребность в познании мира и самого себя, в осмыслении своего назначения в этой жизни. Человек духовен, если он задумывается над этими вопро­сами, ищет на них ответ, если испытывает любовь к ближнему, к природе, ко всему миру; если эта лю­бовь выражается в заботе об общем благе, в стремлении к прекрасному, в дружелюбии, бескорыстии, сострадании, терпимости.


Что интересного на портале?