Общественное и индивидуальное

Общественное непосредственно связано с «внешним» взглядом на мир и левополушарным мышлением. Индивидуальное - со взглядом «изнутри». Вопреки утверждениям политиков, что демократические государства нынче стоят на защите индивидуальности, вмешательство во внутреннюю жизнь и внутренние дела людей очевидно. Индивид должен проявлять себя только в определенных рамках, установленных общественной моралью и законодательством. Чтобы жить в обществе, индивид обязан соглашаться с его правилами, иначе он подвергается коррекции, перевоспитанию, а в случае нежелания перевоспитываться - изоляции. Защита спокойствия индивида стала не его личным делом, а передоверена общественным структурам правопорядка. И индивид не имеет уже права отказаться от общественного покровительства и опеки и заявить о том, что  он готов защищать себя сам. Государство не хочет отказаться от почетной обязанности защищать граждан. Поскольку государство заинтересовано в первую очередь в стабильности самого себя. Государство -  это институт общественного порядка, поэтому оно стремится контролировать любые проявления индивидуальности, которая трактуется как угроза сохранению неизменного порядка.

В то же время развитие общества всегда происходит за счет индивидов, а не за счет хождения строем. Индивидуальное – это правополушарное. Оно стремится к неповторимости, новым открытиям. Очевидно, что людям необходимы в равной степени и развитие, и стабильность, однако на практике в сегодняшнем мире левополушарная стабильность доминирует над правополушарным развитием. Сравним для примера разные периоды истории России за последние 100 лет.

Перед революциями 1917 года, сначала буржуазной, а потом социалистической, царская Россия была так называемым «полицейским государством». Это отмечали многие и отечественные, и иностранные писатели, например, француз Гастрон Леру. Полицейское государство – это подавление вольнодумства, это слежки за инакомыслящими, внедрение стукачей-провокаторов в различные политические кружки и партии, жесткая цензура, карательные меры по отношению к врагам царского режима. Это период кажущейся стабильности, которая настолько опротивела передовой интеллигенции, что последняя стремилась всеми силами свергнуть существующий режим. При этом не гнушалась поддержкой иностранных врагов, заинтересованных в ослаблении России.

И вот происходят две революции - первая (февральская) передает государственную власть Думе, включающей в себя представителей всех политических сил нашего государства. Вторая, октябрьская, окончательно разрушает существовавший строй, отменяет самодержавие и Государственную Думу, заменяет их на диктатуру пролетариата, ослабляет позиции России в первой мировой войне, ввергает Россию в гражданскую войну, разрушает все старые порядки под девизом – «мы наш, мы новый мир построим…». Затем, потеряв старую армию и не создав еще новую, отдает часть государственной территории, чтобы откупиться от иностранного вторжения. Затем наступает десятилетие НЭПа (новой экономической политики), во время которого государство не может обеспечить защиты никаких прав. Поэтому в эти нестабильные времена в России расцветает мародерство, бандитизм, различные махинации по переделу собственности, рэкет. При этом из-за ослабления цензуры появляется огромное количество поэтов, писателей, музыкантов, художников, целителей. То есть время хаоса, беспорядков, беззакония больше всего нравится творческим индивидуалистам, не законопослушным людям. При этом многие из этих опьяневших от свободы творчества художников всех жанров настолько выходят из равновесия, что трагически умирают, погибают, спиваются. Вспомним хотя бы таких разных поэтов, как В.Маяковский и С.Есенин, погибших в расцвете сил.

Далее к власти приходит И.Сталин. Десятилетие вседозволенности НЭПа сменяется режимом, который подавляет любые проявления вольнодумства, уничтожает по разным подсчетам от 20 до 40 млн. своих граждан только за то, что они имеют свое мнение по поводу происходящего. А в живых оставляет только тех, кто не имеет ни самостоятельности, ни предприимчивости, ни таланта. Единицы талантливых сохраняют жизнь только потому, что соглашаются, так или иначе, поддерживать существующий авторитарный режим. При этом СССР создает сильную армию, милицию, внутренние войска, службу государственной безопасности, систему лагерей для осужденных «врагов народа». То есть «левополушарное» время славится силовыми структурами и тоталитарным порядком.

После смерти Сталина ненадолго наступает хрущевское потепление, во время которого опять заметно поднятие творческой активности поэтов, художников, композиторов.

Затем начинается время Л.Брежнева, время КГБ, тотального контроля и цензуры, холодной войны, железного занавеса. СССР наращивает боеготовность и успешно конкурирует с США в области военных технологий, но равновесие слишком сильно сдвигается в сторону «левополушарного» материализма.

Поэтому в конце 90-х годов двадцатого столетия М.Горбачев начинает, а Б.Ельцин продолжает развал СССР. Опять наступают времена, подобные послереволюционному НЭПу, - хаос, передел собственности, рэкет, бандитизм, обнищание и вымирание большинства, привыкшего к старому социалистическому порядку. С другой стороны - безудержное обогащение «правополушарно» мыслящих «новых русских», которые как-то «нелогично» становятся олигархами и завладевают большей частью богатств России. В это время как после любой революции снимается цензура, старые законы упразднены, а новые еще не работают, разваливается армия и милиция, теряет силу госбезопасность. Позиции России на мировом уровне ослабевают. Это проявляется и в не ликвидности рубля, и в неспособности сохранить коалицию «социалистического лагеря». Одновременно мы наблюдаем и обычные признаки «правополушарного» времени - мощное развитие творчества – поэзии, музыки, изобразительного искусства, театра, эстрады, целительства, шарлатанства…

Однако «правополушарное» время продолжается недолго, около 10 лет, так же как и послереволюционный НЭП. Сейчас мы снова являемся свидетелями «левополушарного» порядка. Это новые законы, новое общественное устройство, новая бюрократия. Но идея стабильности является доминирующей у лидеров России начала ХХI века. Ради стабильности ужесточается контроль над системой политических выборов, вводится назначение губернаторов, берутся под контроль телевидение, пресса, другие СМИ, и творчество становится более осторожным, причесанным, подконтрольным. Что будет дальше? Учитывая, что периоды консерватизма в России длятся дольше, чем либеральные, можно ожидать, что очередное «правополушарное» потепление будет лет через 10-15, а «правополушарная» революция лет через 35-40.

В мировой истории мы могли бы найти такие же «волны» чередующегося доминирования право- и левополушарного мышления. Например, этапы мистики и схоластики в христианстве, либерализм Папы Павла II, который покаялся за грехи католической церкви и консерватизм предпоследнего Папы Бенедикта, который взял это покаяние обратно, отживающая свое корпускулярно-материалистическая и нарождающаяся квантовая модели мира в науке…

Какие же процессы преобладают в современном мире, в какую сторону движется маятник менталитета нашей цивилизации. Все чаще появляются заявления философов, ученых, психологов о том, что времена «левополушарного» мышления должны уступить место новому творческому «правополушарному» подходу. «Левополушарное» время обвиняется в преобладании общественных ценностей над индивидуальными и, в связи с этим, в создании культуры, которая ущемила права индивидов, которая закрыла пути на верхушку социума творческим людям, создав бюрократическое общество, целью которого является сохранение самого себя, то есть административной системы.

Порождением такой «левополушарной» модели общества являются и детские сады, и средние школы, и высшие учебные заведения, в которых воспитание подчинено общественным нормам и интересам. В связи с этим показательны дискуссии последних лет на тему - какой быть системе образования в будущем. Социологические опросы в современных школах показывают, что 85% учащихся не хотят посещать свои учебные заведения. Новаторы-педагоги все чаще призывают к реформированию системы образования в сторону индивидуального подхода к каждому ученику, индивидуального выбора учебных дисциплин. Однако, образование готовит детей к жизни в обществе, поэтому не может быть реформировано без изменения самого общества.

Поскольку с ХVI века общество шло путем капитализации, индустриализации, оно было заинтересовано в конвейерной системе организации труда, которая является сейчас доминирующей. Ремесленное, кустарное производство занимает сегодня мизерную долю всего рынка труда. Большинство людей трудится на более или менее крупных предприятиях, для работы на которых необходимо забыть про свои индивидуальные интересы и потребности и подчинить их общему ритму и плану производства. То, что сегодня ремесленные и крестьянские продукты являются более ценными и дорогими, еще не может отменить глобально выстроенную экономику, в которую вплетены все государства и корпорации. Поэтому система образования сможет измениться не раньше, чем изменится мировая экономика, которая должна отказаться от общественной организации труда. Ведь образование – это передача образов, доминирующих в культуре.

Исходя из этих размышлений, очевидно, что доминирование общественных «левополушарных» ценностей не может закончиться быстро. Ведь вряд ли олигархи и международные корпорации захотят отказаться от сверхприбылей и созданной ими мировой структуры. Поэтому достижение гармонии и равновесия оказывается в руках самих индивидов, по принципу «спасение утопающих – дело самих утопающих». В связи с этим предлагаю заполнить еще один тест, разработанный в нашем Институте интегральной психологии и психотерапии (см. Тест 4).

Тест 4.

Важность для Вас коллективного и индивидуального

 

ответВопросы тестаответДа1. В политике я поддерживаю идеи стабильности, я против революций и кардинальных реформНетНет2. В спорте мне нравятся индивидуальные виды спорта – теннис, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, шахматы, бильярд, когда все зависит только от меняДаДа3. Я сторонник семейных традиций и ценностей, готов пожертвовать своими делами ради своей семьиНетНет4. В общественной жизни мне нравится консервативная идея – делай, что должен и помоги другим выполнить свой долг  ДаДа5. Мне нравятся служба в армии, полиции, четкая структура военной службы, слаженность взаимодействия людей в экстренных ситуацияхНетНет6. Мне нравится работать в одиночку, самому себе ставить цели и достигать их, когда все зависит только от меняДаДа7. В жизни я руководствуюсь поговоркой – «сам погибай, товарища выручай!»

 

НетНет8. Мне нравится западная культура, тип отношений и экономики, которые сформировались в Европе и нашли свое развитие в СШАДаДа9. Мне нравится работа в большой компании, на большом предприятии, люблю ощущать себя частью большого организованного целогоНетНет10. Я думаю, что преступление против личности, индивида должно наказываться более высокой мерой наказания, чем преступление против обществаДаДа11. Знак Зодиака «Лев» мне нравится и вызывает симпатию

 

НетНет12. Мне нравятся революции, митинги, марши протеста оппозиции, политическая борьба против произвола существующей властиДаДа13. Мне нравится восточная культура, таких стран как Китай, Япония, азиатская модель отношений и эккономикиНетНет14. Пусть меня критикуют, но я считаю, что «моя рубашка ближе к телу!»

 

ДаДа15. В спорте мне нравятся больше командные игры (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, бейсбол и т.п.) и командный дух соревнованийНетНет16. Я не люблю военную службу, подчиняться приказам, ходить строем – это не мое

 

ДаДа17. В общественной жизни я за либеральную идею – каждому разрешено делать то, что он хочет, если он не мешает то же самое делать другим членам обществаНетНет18. Я считаю, что семья не должна влиять на мой личный путь развития, я имею право идти своей дорогой, даже если мои родные противДаДа19. Я думаю, что преступление против общества, государства должно наказываться большей мерой наказания, чем преступления против одного человекаНетНет20. Знак Зодиака «Водолей» мне нравится и вызывает симпатию

 

ДаОбщест-венноерезультатв баллахИндиви-дуальное  

 

Подсчитайте общее количество ответов в правой и левой колонках теста - суммарные баллы и будут характеризовать степень выраженности у Вас общественных («левополушарных») или индивидуальных («правополушарных») ценностей. Сравните результаты с другими тестами. Если общественное в Вас доминирует, то значит Ваше воспитание может являться препятствием к развитию правого полушария, поскольку Вы, скорее всего, человек долга. Если при этом балл индивидуальных ценностей значительно меньше - это означает, что Вы плохо осознаете, чего Вы хотите, и следует внимательнее прислушаться к своим истинным потребностям и желаниям. Подробнее об этом мы поговорим в следующих статьях на эту тему.


Что интересного на портале?