После того, как Советский Союз канул в Лету, многие люди с новыми силами начали обращаться к религии. Религия является в доброй части семей немаловажной составляющей воспитательного процесса. Во многом, в процессе воспитания у человека формируются убеждения о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Воспитание, духовность, моральные принципы по теории психоанализа, выполняют функцию Супер-Эго, внутреннего контролера, который сдерживает наше внутреннее "животное" - "Ид" (инстинкты, влечения, аффекты).
Эго, по Фрейду, является связующим звеном между Супер-Эго и Ид.
Если Супер-Эго у человека слабое, он легко поддаётся искушению и идёт на поводу у своих инстинктов, минуя зрелые защитные механизмы психики.
Если Супер-Эго излишне жёсткое и даже ригидное, то человек по жизни держит себя в ежовых рукавицах, не позволяя себе никаких компромиссов и послаблений. Его сознание переполнено долженствованиями и чувством вины.
Гармоничное Эго находит здоровый баланс между нравственной и инстинктивной сторонами своей личности.
Помимо религии, у светского человека имелись представления о собственной чести, достоинстве.
Слово "честь" образовано от слова "честность" и характеризует человека, чей принцип - быть честным с собой и окружающими.
У офицеров в царской России был свой кодекс чести. Однако, не только офицер должен помнить о своей чести, но и любой рядовой гражданин. Следование своей чести, принципам позволяет сохранять достоинство и самоуважение. А самоуважение во многом влияет на нашу самооценку и настроение.
Человек, чьё самоуважение постоянно подрывается, имеет депрессивный фон настроения и низкую самооценку.
Насколько серьёзную роль играет понятие о чести в современном обществе?
Эпоху постмодернизма многие исследователи характеризуют как нарциссическую. Её отличительные черты: погоня на престижем, статусом, самолюбование, ценность внешнего лоска при внутренней дефицитарности, популяризация хождения по головам, наглости и эгоцентризма.
Может ли человек с понятием о чести идти по головам ради успеха?
Честь - это свойство скорее невротика, тогда как отсутствие оной больше характерно для личности психопатической, лишенной внутренних тормозов, эмпатийности, совестливости.
В наш век слово "честь" как-то обесценилось и затерлось лозунгами типа: "Смелость города берёт, а наглость - квартиры".
У наших предков в ходу были другие пословицы: "Береги платье снову, а честь смолоду".
Может ли честный, совестливый человек в наши дни достичь власти и богатства? Очень сомнительно.
Может потому понятие "честь" сегодня обесчещено, в том числе и среди офицерского состава?
Не так давно в СМИ появилась новость, как трое офицеров полиции, большие начальники и уважаемые в городе люди, совершили групповое изнасилование 23-летней девушки-дознавателя. Потерпевшая оказалась дочерью замначальника регионального управления Росгвардии — и теперь полицейским светят очень большие неприятности.
Однако, как правило, подобные происшествия придаются огласке, только если у потерпевшей стороны оказались влиятельные родственники или знакомые. А как быть простым гражданам?
Как быть рядовому невротику, столкнувшемуся по воле судьбы с психопатами в разных сферах и на разных уровнях? Вы удивитесь, но и в сфере образования не обходится без психопатических завучей и учителей.
Возможно ли в мире психопатов самому не стать психопатом?
Курс на психопатизацию взят, о чём свидетельствует новостная хроника, сообщая о вирусах коррупции, терактах в школах, о превышении должностных полномочий сотрудниками различных служб.
Как говорится, а "что же будет с Родиной и с нами", господа?
Благодарю за внимание!