Об опыте адаптации первокурсников к обучению в вузе через тренинговую работу
Попадая после школы в новую образовательную среду, первокурсник сталкивается с множеством проблем и непривычных для него ситуаций. Часто ему бывает не просто освоить новые условия высшего учебного заведения. В определенной степени поступление и начало учебы в высшем учебном заведении – это стресс для вчерашнего школьника. Немаловажную роль в этом процессе играет проблема адаптации первокурсников. Эта проблема заключается в многочисленных вопросах, на которые молодой студент не может найти ответа. К интересующим студента вопросам на начальном этапе обучения в вузе, то есть на первом и втором курсах, относятся такие вопросы как: где библиотека; как туда попасть; как готовиться к семинарским занятиям; как организовывать свое учебное и свободное от учебы время, чтобы все успевать; как себя вести в новых социальных условиях; как и с кем общаться; куда пойти; к кому обратиться и т.п. Решение этих и многих других вопросов, а также многочисленных трудностей, с которыми студент сталкивается параллельно, является основной задачей адаптационного процесса первокурсников.
Студентам, поступившим в вуз, необходима психологическая поддержка. Хорошей формой такой поддержки являются тренинговые занятия, направленные на адаптацию бывших школьников к обучению в вузе. Эти занятия предполагают освоение ими норм и требований вуза, а также активизацию активной жизненной позиции, в форме деловых и ролевых игр, тренингов, практических упражнений.
Разработанная программа адаптации студентов первого курса к обучению в вузе уже несколько лет реализуется в Славянском-на-Кубани филиале Кубанского госуниверситета и доказала свою эффективность.
Адаптационный тренинг, целью которого является знакомство со студенческой жизнью, будущей профессией, имеет огромное значение для студента первокурсника. Этот курс помогает ему избавиться от непонятных страхов, различных стрессов, многочисленных вопросов, проблем, поддержит молодых людей, попавших в ситуацию резкой смены социальных условий.
Перед началом реализации программы исследуются личностные особенности студентов. Как правило, используется адаптированная методика личностного дифференциала (ЛД).
В результате этого исследования выявляются субъективные, эмоционально-смысловые представления студентов первого курса о себе. И дальше разработанная нами программа корректируется с учетом этих показателей.
Кроме того, представляет интерес качественный анализ результатов по каждому факультету. Так, среди студентов каждого факультета встречаются те, которым психологическая поддержка необходима в первую очередь. Это те студенты, у которых имеются отрицательные (очень низкие и критически низкие) значения по факторам.
Первичная диагностика дает возможность выявить студентов, которым в первую очередь необходима психологическая поддержка в период адаптации к обучению в вузе; скорректировать тренинговые занятия, адаптировать их под данный факультет. Так как в ходе работы было замечено, что студенты разных факультетов имеют свою специфику, область интересов, что делает совместную работу студентов и ведущих тренинговых занятий более интересной, насыщенной и творческой.
Как правило, скорректированная по результатам диагностики программа адаптации рассчитана на реализацию ее в течение 3-4 недель активной работы в малых группах (10-15 человек). Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, вне учебных занятий. К проведению тренингов активно привлекаются студенты-психологи старших курсов, которым эта работа засчитывается в качестве педагогической практики. Целесообразно проводить эту работу в самом начале обучения в вузе (сентябрь-октябрь).
Сама программа включает в себя только групповые и интерактивные формы работы – тренинги, деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы. Содержание этих упражнений варьируется в зависимости от результатов диагностики личностных качеств участников тренинговых групп и включает в себя различные упражнения на снятие тревожности, повышение самооценки, стрессоустойчивости, развитие лидерских и коммуникативных качеств, и конечно, вопросы о структуре вуза и организации учебного процесса.
Вообще, к разработке и реализации такой программы лучше подходить творчески – тогда она приносит удовольствие и пользу всем ее участникам. Желаю успехов на этом поприще!