О "расцветающих детях"

Сегодня мой пост будет о «расцветающих» детях. Детях, которых понимают и слышат.

Замечали ли вы какие дети могут быть благодарные и щедрые на слова, и чувства? Но есть условие- ваша искренность по отношению к ним. Здесь речь идет не только о «хороших» родителях, которые только хвалят и отмечают положительное, и не только о родителях, которые журят и знают везде как надо, знают лучше всех. Речь идет о родителях, которые могут и хорошее заметить и позлиться на своего ребенка, а главное уметь сказать ему об этом. О родителях, которые позволяют своему ребенку ошибаться и не быть совершенным, о родителях, которые не скрывают своих чувств и не воспитывают своих детей по «10 заповедям» из руководства по созданию идеальной семьи. Ведь если всегда хвалить своего ребенка за высокие оценки и «тянуть» его еще выше, то он будет для вас стараться и стараться. Быть «не молодец» нельзя никак. Он будет стараться заслужить вашу любовь.  И очень будет переживать, если у него что-то не будет получаться. Он будет лишен права на ошибку. Ведь вы так радуетесь его победам. А поражениям как будто мест нет. Их не замечают и значит не принимают…

Сейчас уже как никогда понятно, что бихевеоральный подход в воспитании Человека претит нормальному развитию ребенка. Формирование условного рефлекса как у собаки Павлова ни к чему хорошему не приведет. Например, получил оценку хорошую - подкинули деньжат, или разрешили в компе сидеть на 4 часа дольше. Это бесконечный круг поощрений и наказаний, не разорвав который вы получите ребенка, старающегося заработать хорошие оценки вам, а себе лишь бонус в виде плюшек. Смысл обучения не определен, способности тоже, а желание и интерес как правило отсутствует, не говоря уже о мотивации.

Понять и принять. Вот золотое правило на мой взгляд. Даже плохие переживания надо обсуждать со своим ребенком. В практической психологии уже давно доказано, что обсуждая так называемые плохие поступки, вы уже разграничиваете в своем восприятии сам проступок и человека. «Не нравится мне может, что ты сделал, но я тебя люблю…», «То, что ты сделала наносит вред, это не очень хорошо, но я бы хотела, чтобы ты нашла в себе силы поступать по-доброму. Я тебя люблю»

Желание сделать послушного ребенка делает из ребенка пассивного человека. Это рубит его инициативу. Строгий распорядок, режим, школа, жестокость и строгие правила могут сделать его таким. Задача родителя стать союзником своему ребенку. Не стараться вытянуть его на отлично на все предметы (делать как положено или как я хотела бы тогда еще, в своем детстве), а прислушиваться к его интересам, идти с ним одной дорогой. Важно, когда ребенка понимают и дают возможность развиваться ему самому исходя из того, что у него есть. Дать двигаться по линии поиска и интересов. В его собственном темпе. В этом и заключается секрет его счастья. Душа каждого человека полна тайн и силы. Мы никогда не можем угадать и знать, что и как ему лучше. Надо лишь быть внимательнее, сопровождать его и подсказывать. А если ребенку скучно, он уже погашен, он прибит жестокими рамками и правилами. Он уже себя не чувствует.

Януш Корчак сказал замечательную фразу «Я бы предпочел, чтобы ребенок вырос счастливым почтальоном, чем академиком-невротиком».

Поэтому дайте своим детям расцвети, просто слушайте его и принимайте его таким какой он есть!

Виршич Майя