Эта замечательная семейная пара обратилась ко мне уже со вторым своим ребенком, но все по тому же поводу. Ребенок ведет себя агрессивно. Но почему? Ведь они со старшим братом совершенно разные!
Первому (назовем его Андрей) уже 12 лет, он кажется тихим и спокойным, но в глазах отчетливо читается злая хитринка. Он точно знает, что такое ПРАВИЛА и НАКАЗАНИЕ. Для него его дом - как армия. Все четко и по расписанию, и не дай Бог, что-то сделать не так! Ни тебе телефона на месяц, ни компьютера, ни прогулок с пацанами на улице. Кстати говоря, Андрей не по наслышке знает, что такое угол и ремень. Но "это уже давно не работает" - заметили родители, и немного сменили тактику в сторону лишения удовольствий. Итог: дома мальчик ходит по "струнке", в школе - отрывается на "полную катушку", да так, что уже стоит вопрос о постановке на внутришкольный учет.
Второй ребенок совершенно другой (назовем его Дима). Ему всего 4 года. Он очень открытый и коммуникабельный мальчик. Причем настолько, что ему даже необязательно говорить, что он хочет - его понимают и так, без слов. Дима очень плохо разговаривает, но это никак не мешает ему высказывать то, что он хочет и что чувствует. Все настолько понятно, что даже я с первого раза, оставшись с ним наедине, без труда смогла с ним "поговорить". Родители знают, что он хочет и незамедлительно выполняют его требования, ведь "он еще маленький, плохо разговаривает, наверное и нас не понимает". А если вдруг они не хотят выполнять, то в наказание себе они получают Димину истерику. Итог: на людях Дима веселый, открытый, активный ребенок, дома - маленький Царь, от настроения и желаний которого зависит жизнь всей семьи.
Дети соверешенно разные. Подходы в воспитании противоположные. Но почему результат получился одинаковый: и Андрей, и Дима - агрессоры?
Я попробую дать ответ на этот вопрос на примере метафоры. Представьте себе окно, на котором висят жалюзи. Сейчас жалюзи закрыты.
Но Вам темно, и хочеться открыть окно и впустить в комнату немного света. Для того, чтобы это сделать нужно всего лишь покрутить "ручку" в противоположном направлении. Что Вы и начинаете делать.
Крутим-крутим-крутим, и вот уже полоски раздвинулись и Вам становиться светлее.
"Здорово!" - думаете Вы. - "Значит я все делаю правильно!"
И продолжаете крутить "ручку". Но что будет, если Вы не остановитесь в нужный момент? Правильно! Жалюзи вновь закроются, и в комнате снова будет темно.
Все просто! Доставлять ребенку удовольствин, осуществляя его желания - это правильно! Лишать ребенка удовольствий в наказание за его проспутки - тоже правильно! И поощрения и наказания - нужны! Они делают жизнь ребенка безопаснее, стабильнее, спокойнее. Соотвественно и сам ребенок будет более уравновешен. Найти ту золотую середину между разными, часто противоположными подходами в воспитании детей, устойчивое положение, "открыть жалюзи" - это есть родительская мудрость и залог психологического благополучия ребенка. Но даже если вдруг станет темно в комнате, не нужно ругать себя или обвинять ребенка в этой темноте, просто начните крутить "ручку" в другую сторону.
Я желаю Вам много света и тепла в Ваших домах и семьях!