Всё о православной психологии на psyheo.by
«Христово иго благо, и бремя легко» (Мф. 11, 30) Не возможет никто вступить на этот путь, если предварительно не совлечется ветхого человека, если не освободится от всех страстей, если не стяжет любви».(Авва Исаия)
О, непреложный духовно-нравственный закон роста и становления внутреннего человека. О, путь познания устройства человеческой души и характера её первородной повреждённости эгоизмом для её исцеления и приведения к свету христианской нравственности и любви. О, великая тайна совлечения ветхого человека для раскрытия духовно-нравственного потенциала нового, возможно ли изречь твою глубину и всю твою мудрость языком современной научной психологии?
Да, в известной мере возможно, отвечает пропедевтика аскетики, святоотеческое предание и сама парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии.
«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого.» (Архиепископ Никон (Рождественский), Дневники, Козни врагов наших сокруши…)
Нет никаких сомнений в том, что вопрос понимания и изложения парадигмы христианской психологии, как подлинной науки о человеческой душе, является с методологической точки зрения одним из ключевых, поскольку характеризует христианскую психологию не как отдельное направление в рамках имеющейся парадигмы психологии, а как самостоятельную науку, имеющую свой предмет, метод и объект исследования – душу человека.
Что же такое парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии ?
Начать следует с того, что это фундаментальная система знания о духовно-нравственной природе человека в тримерном её понимании тело-душа-дух через призму христианской антропологии, апологетики и эсхатологии.
В основе парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии лежит прежде всего практическое духовное знание и опыт огромного числа православных аскетов, монашествующих и христианских подвижников, которые прикоснулись к тайнам устройства человеческой души, постигли её структуру и свойства, а также все закономерности её функционирования и роста.
Парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии можно считать парадигмой духовно-нравственного спасения человека. Одним из ключевых постулатов данной парадигмы, составляющих её фундамент, является представление об антропологической катастрофе или знание о первородной повреждённости природы человека лице Адама.
Речь идёт о нарушении первым человеком божественной заповеди о «не вкушении запретного плода с древа познания добра и зла» или, говоря языком психологии, о повреждении всего человеческого существа самостью и эгоизмом (стремлением к Я-познанию), в результате чего вся природа человека, т.е. тело-душа-дух претерпела глубочайшие изменения.
В соответствии с христианской антропологией в результате повреждения эгоизмом вся телесно-душевно-духовная природа человека из ангелоподобной, т.е. бесстрастной, нетленной и бессмертной стала страстной, тленной и смертной.
«если изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество [человеческое], то непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие.» (Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 42)
Следует обязательно подчеркнуть, то обстоятельство, что процесс падения человеческого естества был постепенным. Вначале исказился дух и ум человека, а затем изменилась вся система восприятия (перцепции и апперцепции), в результате чего триединое и согласованное состояние ума, чувства и воли «думаю-чувствую-желаю», разделилось на отдельные составляющие Я-ум, Я-чувство и Я-воля.
По существу целостная и нераздельная природа человека тело-душа-дух вначале разделилась внутри себя на отдельные уровни телесный, душевный, духовный, а затем в самом человеке на уровне его души произошло разделение между умом, чувством и волей.
В данной связи можно сказать, что сложность для современного человека сгармонизировать и сбалансировать между собой разрозненные ум, чувство и волю, как основные движущие силы души по существу и является главной проблемой всей современной психологии.
Именно по этой причине главным отличием парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии от парадигмы психологии академической является вопрос понимания природы человека. Если парадигма академической (рациональной) психологии считает природу человека идеальной, как продукт эволюции биологических видов, то парадигма христианской психологии в точности наоборот считает человеческую природу, которая имеет под собой духовно-нравственную основу, глубоко повреждённой (падшей). Вот, собственно, откуда исходит принцип духовно-нравственного спасения души и исцелении человеческого естества от безраздельного господства эгоизма.
Под эгоизмом в парадигме христианской психологии понимается человеческая Я-центрированность или замкнутость всей когнитивной сферы на человеческое Я (эго), являющееся условной структурой и оболочкой личности, образованной сложной системой составляющих его качеств (энергий), именуемых страстями.
Вот почему ключевая роль в парадигме нравственно-ориентированной христианской психологии отводится святоотеческому учению о страстях и методах преодоления соответствующих страстей души.
Следует отметить, что знание об устройстве человеческой души и природе страстей, как соответствующих склонностей и предрасположенностей, не разделяется парадигмой академической психологии, поскольку относится к категории сверхъестественного знания и религиозного опыта.
Религиозный опыт, о котором идёт речь, имеет под собой глубоко практическую основу, которая многократно проверена и подтверждена большим числом христианских подвижников и монашествующих, достигших на этом пути состояния святости.
Таким образом, парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии можно считать не имеющей аналогов моделью, а точнее методологией духовно-нравственного исцеления повреждённого эгоизмом человеческого существа для приведения его из ветхого и повреждённого состояния в новое искупленное.
Данный процесс духовно-нравственного преображения человеческого естества осуществляется поступательно и поэтапно через прохождение трёх базовых состояний: эго, жертвы, сущности, которым соответствуют управляющие программы: программа эго, программа жертвы, программа сущности (святости).
† В основе душевно-духовной трансформации человеческого существа в рамках парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии лежит принцип покаяния, связанный с осознанием нашей повреждённости и последовательным очищением души от страстей, как следствий повреждения человеческого естества.
Принцип покаяния можно рассматриваить, как не имеющий аналогов способ изменения жизни и направленности мышления за счёт радикального обращения когнитивной сферы с мира врешнего на мир внутренний (душевно-духовный).
Можно сказать, что парадигма христианской психологии – это парадигма раскрытия богатства и содержания внутреннего мира человеческой души с отчётливым видением в первую очередь не совершенств человеческой личности, а плачевности состояния души вследствие повреждённости самостью и эгоизмом.
В этом отношении парадигма христианской психологии является своего рода путеводителем души по выводу её из состояния падения в искупленное состояние через жертву и распятие эгоима. Таким образом, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии является в полном смысле большой психологией духовного спасения человека во Христе.
В этой связи парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии можно в полном смысле слова называть парадигмой «вертикальной психологии», которая в отличие от парадигмы психологии «горизонтальной» (рациональной), рассматривает не одно только эго состояние, а три различных качественных состояния (эго, жертвы, святости), которым соответствуют три совершенно различных психологии:
- психология эгоизма (рациональная психология),
- психология жертвенности (нравственная психология),
- психология святости (духовная психология).
Следует сразу подчеркнуть, что парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии рассматривает эти три вида психологии не разрозненно, а в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. При этом наибольший интерес представляют психология эгоизма и жертвенности с точки зрения их взаимосвязи.
- Психология святости в силу когнитивной специфики данного состояния и его невыразимости научными понятиями и категориями, отдельно не рассматривается.
Парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии не отрицает парадигмы психологии рациональной (академической), а дополняет и расширяет спектр её представлений по вертикали возможностей духовно-нравственной трансформации человека в соответствии с его тройственной природой – тело, душа, дух.
†† Вторым по важности принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии после принципа покаяния является принцип долженствования или духовно-нравственного долга. С точки зрения данного принципа у каждого человека, как творения Божьего, повреждённого эгоизмом, есть духовно-нравственный долг и священная обязанность следовать в жизни высшему духовно-нравственному закону (Закону Божьему) и человеческому предназначению, которое состоит в спасении души посредством очищения от страстей.
††† Третьим по важности принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип богоподобия. Его суть состоит в том, что в отличие от парадигмы психологии рациональной, христианская психология имеет эталон человеческой личности в духовно-нравственном смысле или представление о совершенном «Образе» человека, а точнее Богочеловека, который символизирует духовно-нравственное совершенство.
Этим совершенным «Образом» человеческой личности в парадигме христианской психологии является Образ Иисуса Христа, как совершенного Бога и человека одновременно.
Принципиальной особенностью парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является то, что весь её методологический базис базируется на трёх видах знания, относящихся к трём уровням утончения материи:
- «телесном знании», т.е. естественнонаучном, соответствующем, как уже было сказано, рациональному или эго состоянию сознания,
- «душевном знании», т.е. религиозном или обращённом, соответствующем жертвенному состоянию сознания,
- «духовном знании», т.е. сущностном или сакральном, соответствующем совершенному состоянию сознания, которое есть благодатное состояние святости.
Данные три вида знания симполизируют собой целостные плоскости мировосприятия, которые отличаются друг от друга глубиной проникновения в телесно-душевно-духовное устройство человека.
Самым грубым и доступным для понимания является «телесное знание» или знание естественнонаучное, которое может быть описано и эмпирически подтверждено.
Гораздо более глубоким и утончённым является «знание душевное», касающееся устройства человеческой души, имеющей не грубо, а тонкоматериальную природу, которое не может быть выражено естественнонаучно и подтверждено эмпирически, но может подтверждаться косвенно и через проявления феномена души, как невидимой «тонкой материи».
И, наконец, наиболее тонким и самым глубоким является «знание духовное», которое практически невыразимо синтаксически и не может быть подтверждено и зафиксировано эмпирически, поскольку отражает совершенно непостижимые рационально закономерности высших порядков, относящиеся к нетварным божественным энергиям.
Основу «телесного знания» или психофизиологического, связанного с устройством физиологии и психики человека, составляет практически весь методологический базис современной рациональной психологии.
Основу «душевного знания», как выше естественного, связанного с устройством человеческой души и её связью с Духом (Богом), составляет преимущественно святоотеческое предание и духовно-аскетические труды святых отцов церкви.
Основу «духовного знания», как сверхъестественного, связанного с устройством мироздания, духовной иерархии и самого человека, составляет Священное Писание, догматическое богословие, катехизис, апологетика и эсхатология.
Таким образом, в парадигме нравственно-ориентированной христианской психологии, как большой парадигме психологии, воедино соединяется и естественнонаучное и духовное знание, причём, безконфликтно.
Следует сразу подчеркнуть то обстоятельство, что хотя святоотеческое знание о природе и устройстве души существует со времён Аристотеля, тем не менее, оно не принято парадигмой рациональной психологии и потому недоступно большинству специалистов-психологов.
Святоотеческое знание о душе включает в себя:
- общее представление о тричастном устройстве души, т.е. о трёх движущих силах души: разумной (уме), чувственной (чувстве) и вожделевательной (воле),
- святоотеческое учение об основных страстях души (гордыня, тщеславие, уныние, печаль, гнев, сребролюбие, похоть, чревоугодие) и добродетелях (любовь, смирение, трезвение, радость, кротость, нестяжание, целомудрие, воздержание) ,
- представление о Лествице духовной преп. Иоанна Лествичника, как методологии и последовательности шагов работы со страстями.
Данный методологический базис, по существу не имеющий аналогов, позволяет не просто заглянуть в человеческую душу, как сакральное пространство, закрытое для рационального понимания, но позволяет работать с душой в плане изменения её базовых свойств и качеств.
Говоря другими словами, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии позволяет раскрыть внутренее сакральное пространство человеческой души и проследить всю последовательность изменения ума, чувства и воли человека после повреждения эгоизмом.
Но самое удивительное то, что духовно-нравственный базис христианской психологии позволяет сделать и обратное, т.е. выстроить структурно всю последовательность восстановления и исцеления человеческого духа, души и тела от всех последствий повреждения эгоизмом в результате грехопадения.
Таким образом, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии – это методология духовно-нравственного обновления человеческой души для соответствующего возрождения и обновления всей человеческой природы – тела, души и духа.
В качестве базовой схемы и модели для исследования всей последовательности ступеней (шагов) освобождения души от соответствующих эго качеств (страстей) в данном написании используется Лествица духовная преподобного Иоанна Лествичника, состоящая из 30 ступеней восхождения подвижника к духовно-нравственному совершенству. Данный духовный труд в силу своей фундаментальности также именуется «Духовными скрижалями Восточного православия».
Совершенно бесспорно то, что глубокое знакомство с парадигмой нравственно-ориентированной христианской психологии предполагает безусловное принятие Символа Веры, как точного изложения основ христианского вероучения, составленного и утвержденного на 1 и 2 Вселенских Соборах (325 и 381 гг).
Парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии можно в полной мере считать методологией формирования наиболее правильного мышления и практического христианского мировоззрения, которое наиболее целостно, верно и адекватно отражает законы бытия в разрезе двух реальностей – материальной и духовной.
Ещё одной характерной особенностью парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии можно считать наличие совершенно чёткого и конкретного представления о смысле человеческой жизни, который заключается в духовно-нравственном спасении во Христе. Именно поэтому парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии можно в полной мере называть парадигмой нравственного спасения человека и всего падшего человечества.
Как и положено любой дисциплине, нравственно-ориентированная христианская психология имеет свой предмет, категориальный аппарат и методологию, а также уникальную структуру, которая отражает основные этапы и направления деятельности:
- психология подготовки к воцерковлению,
- психология воцерковления (3 этапа),
- кризисная нравственно-ориентированная психология (широкий спектр направлений).
В наше время углубляющегося духовно-нравственного кризиса, когда в сознании большинства людей доминирующей является доктрина эгоизма с её гедонистическими и эвдемоническими ценностями, ложно обуславливающими человека иллюзорными представлениями о счастье и смысле жизни, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии является едва ли не единственным инструментом и технологией глубокого и качественного оздоровления человеческого сознания.
Методологическая особенность парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии состоит в том, что является производной не от научного естествознания, а от христианской антропологии. Именно по этой причине данная дисциплина носит в значительной мере интегративный характер, а потому должна разрабатываться усилиями как психологов, так и богословов.
Нет сомнений в том, что предметом нравственно-ориентированной христианской психологии является сам человек, но не в телесном или психофизиологическом его понимании, а духовно-нравственном через призму тримерии тела-души-духа, созданного по Образу и Подобию. В качестве девиза парадигмы христианской психологии можно взять слова Св. Василия Великого - «Человек есть тварь, получившая повеление стать Богом» (PG, t. 36, col. 560 A)
Главной сложностью официального признания и практического использования парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является её аксеологическая или ценностная несовместимость с доминирующей в настоящее время парадигмой рациональной психологии, которая утверждает приоритет эгоцентрического подхода к жизни.
Говоря другими словами, укреплённое человеческое эго (Я) в его альфа-доминантном статусе, не желает добровольно расставаться со своим монопольным статусом в когнитивной сфере, делая нравственность собственным ограничителем и даже руководителем. Именно сопротивлением со стороны эго (как индивидуального, так и коллективного) и объясняется активное неприятие индивидуальным и коллективным сознанием парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии.
Вот почему процесс продвижения и распространения парадигмы христианской психологии – это весьма и весьма не простой процесс преодоления колоссального сопротивления со стороны человеческого эгоизма, прагматизма и рационализма и это в значительной мере миссионерская деятельность.
Вот почему саму парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии можно считать методологией совлечения «ветхого человека с делами его» для облечения в человека «нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3;9-10).
С чем можно сравнить парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии ?
Её можно сравнить с самым высоким маяком, установленном на прочном фундаменте, который ярко светит в кромешной тьме жизненной суеты, указывая неизменно верное направление спасительной гавани для всех кораблей, яхт и судов, дрейфующих по волнам бесконечного и бушующего житейского моря.
Её можно сравнить с навигатором жизни или подробной картой движения по неизвестной и пересечённой местности, полной опасностей и всевозможных препятствий, на которой предусмотрительно указаны все наиболее опасные места, а также заботливо отмечены все убежища, места привалов и стоянок для одиноко странствующих путников и небольших групп.
Её можно сравнить с трудной дорогой возвращения домой из некоторого очень длительного, захватывающего и утомительного странствования по свету, в котором пришлось волей обстоятельств едва не позабыть о доме и своих любящих родителях, которые нас всегда ждут и помнят о нас. И это возвращение домой с предвкушением долгожданной встречи наполняет сердце каждого странника особым трепетом и невыразимой радостью.
Можно и далее приводить метафоры, отражающие те или иные стороны и грани парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, но в природе просто не существует тех слов, формулировок и определений, которые были бы способны точно передать всю многосложную глубину и невыразимую суть этой уникальной когнитивной системы и методологии духовно-нравственного спасения.
Сложность рационального понимания парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии связана с тем, что она представляет собой совершенно уникальную и не имеющую аналогов модель «вертикального» развития человека, которая по многим аксеологическим аспектам идёт вразрез представлениям современной рациональной психологии.
Можно сказать, что парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии предлагает принципиально иной взгляд на человека и мир, который отчасти травмирует рациональное мышление прямотой откровения о том, что всё человечество и каждый человекм в отдельности находится сегодня вовсе не в состоянии подъёма и активного развития, а переживает углубляющийся духовно-нравственный кризис на фоне заката и инволюции всей цивилизации.
Можно сказать о том, что парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии утверждает сегодня совершенно иную антропологическую модель человека и мира и совершенно иной принцип структурирования и упорядочивания жизни, исходя из приоритета духовно-нравственных ценностей над рациональными.
У читателя может сложиться ложное представление о том, что парадигма академической психологии и христианской являются антагонистами и взаимоисключающими противоположностями в борьбе за человеческое сознание и мировоззрение, но в действительности это не так.
Парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии, как уже было сказано, не отрицает, а дополняет и расширяет парадигму рациональной психологии по вертикали духовно-нравственных возможностей человека, открывая перспективу и поле духовно-нравственного роста.
Проще говоря, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии показывает безграничные возможности духовно-нравственного роста человека, поставившего своей высшей целью стремление к духовно-нравственному совершенству.
Схема соотношения двух парадигм
Если попытаться схематически отобразить обе парадигмы, то локус модели рациональной психологии (справа на рисунке) окажется более узким и ограниченным всего одним качественным состоянием человека – эго состоянием, как неизменным и статичным со свойственным ему рациональным мышлением.
В то же самое время локус парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии (слева на рисунке) оказывается куда более ёмким и широким, отражающим иерархию и динамику изменения человечека в процессе духовно-нравственного роста по вертикали.
Из схемы не сложно понять, что иерархическая духовно-нравственная модель когниции, в отличие от рациональной модели, является динамичной, т.е. пребывающей в постоянном нравственном развитии и духовном совершенствовании, сопровождающемся переходом от одного состояния (эго) к другому (жертвы) и третьему (святости). В это же самое время рациональная модель сознания является статичной, обусловленной неизменным набором потребительских и гедонистических ценностей.
Можно сказать, что парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии является той когнитивной моделью, которая способствует постоянному расширению сознания и формированию наиболее правильного духовно-нравственного мышления и мировоззрения.
Ориентация парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии на духовность говорит о том, что она выступает навигатором духовного спасения, указывая погибающему от эгоизма человеческому сознанию единственно правильный путь возвращения к своему естественному духовно-нравственному состоянию.
Таким образом, будет в корне не верным утверждение о том, что парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии вступает в глубокое противоречие с парадигмой рациональной психологии или отрицает последнюю.
Парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии, как уже говорилось, убедительно доказывает, что эгоцентричное и рациональное состояние когнитвной сферы, свойственное большинству человечества, это вовсе не нормальное состояние человеческого сознания, а скорее изменённое и ниже естественное (падшее) по отношению к нравственному состоянию.
Развивая эту мысль, парадигма христианской нравственно-ориентированной психологии убедительно доказывает, что психология эгоизма уже исчерпала свой ресурс, заведя человеческое сознание, движимое стяжательством, самоутверждением и соперничеством в тупик нарастающего глобального кризиса цивилизации.
Каким-то образом изменить ситуацию в сфере индивидуального и общественного сознания, глубоко пораженного либерально-потребительскими ценностями сегодня способна только новая парадигма психологии, в основе которой лежала бы нравственно-ориентированная модель мышления и построения отношений.
Именно такой «Новой парадигмой» современной психологии, базирующейся не на эгоцентрической модели сознания по Фрейду, а на духовно-нравственной и является парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии, но не в примитивно-религиозном её понимании, а в современном, т.е. научном и интегративном.
Начать разговор о содержании парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии следует с того, что её идеалистический (религиозный) характер не препятствыет её научности, поскольку она верно и объективно отражает сам принцип духовно-нравственного совершенствования, подтверждённый огромным числом практиков (аскетов, монашествующих и святых).
Таким образом, нестыковки, антропологического характера, которые имеются с парадигмой рациональной психологии, связаны по существу только с разным пониманием природы человеческой личности с точки зрения её пределов её границ, которые оказываются в одном случае жестко фиксированными «Я» (эго), а в другом случае открытыми для когнитивных состояний «Не Я» и «Мы».
Именно поэтому жесткое ограничение человеческой личности весьма несовершенным и по существу животным состоянием эго, является просто неуважением к духовности и божественной природе человека.
«человек в большей степени, чем ангел, наделен образом Божиим, хотя ангелы и превосходят нас во многом, но в некотором отношении они ниже нас. Если они являются простыми исполнителями велений Божиих, то человек в качестве душевно-телесного существа создан для господства и властвования над всей тварью» (Св. Г. Палама, Аскетическое и богословское учение)
«Есть только два способа прожить жизнь. Первый - будто чудес не существует. Второй - будто кругом одни чудеса». (Альберт Эйнштейн)
Именно это противоречие разрешает парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии, с одной стороны не отрицающая чудес (христианских артефактов), а с другой имеющая их духовное объяснение.
Таким образом, можно сказать, что антропологически, методологически и терминологически парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии представляет собой уникальную модель познания, которая не по всем аспектам естествознания корректно стыкуется с существующими представлениями.
Вместе с тем, общий методологический базис парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, включающий в себя источники духовного знания и естественнонаучного, даёт основания считать данное направление интегративным направлением, которое творчески интегрирует в едином подходе религиозное знание с естественнонаучным, выходя на принципиально новый уровень восприятия и понимания когнитивных процессов.
Мировоззренческий базис парадигмы христианской психологии
1. Ключевым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, можно считать принцип тримерии природы человека – тело-душа-дух, как творения Божьего, созданного по Образу и Подобию Творца, наделившего человека бессмертной душой и определившего высшую цель существования человека.
«Есть три мысленные способа, по коим ведение восходит и нисходит. Способы сии суть: тело, душа, дух» (Преп. Исаак Сирин, Подвижнические наставления, 42)
Говоря другими словами, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии рассматривает человека через призму взаимосвязи трёх самостоятельных основ: тела – души – духа, как уровней утончения материи по мере естественного перехода от материальности к духовности.
Схема тримерии человеческой природы
2. Вторым важнейшим принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии можно считать принцип Образности и Подобия человека Богу, говорящий о том, в чём именно состоит Подобие человека Богу.
Образность и подобие человека Творцу в свете учения Святых Отцов Восточной Церкви состоит в том, что Бог Троица (Отец - Сын - Святой Дух) находит своё преломление в природе человека через призму:
- человеческого ума, который соответствует Богу Отцу,
- человеческого слова (порождаемых умом мыслей и идей), которые соответствуют Богу Сыну и
- человеческого нрава (духа), как концентрированного выражения внутренней природы человека, который соответствует Богу Святому Духу.
«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26)
«Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святаго Духа» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т.2)
3. Третьим важнейшим принципом прадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип высшего предназначения человека, который заключается в обожении или уподоблении человека Богу.
«Человек есть тварь, получившая повеление стать Богом» (Св. Василий Великий, PG, t. 36, col. 560 A)
«Не малоценна же предлежащая нам в обозрение цель, не уступает она первенства ни одному из чудес мира, а, может быть, и важнее всего нами познаваемого, потому что ни одно другое существо не уподобляется Богу, кроме этой твари - человека» (Св. Г. Нисский, Об устроении человека, Ч.1)
4. Четвёртым важнейшим принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип антропологической катастрофы, который рассматривает всё естество современного человека глубоко повреждённым эгоизмом в результате грехопадения, после чего эго («Я»), как основа и ядро самости стало передаваться по наследству от поколения к поколению.
«Человек жил в раю, как хотел, до тех пор, пока хотел того, что повелел Бог» (Блаж Августин, О граде Божием, Т. 3)
«Когда человек пал, то подвергся всестороннему расстройству и сам в себе и в своих отношениях» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения)
Парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии, в отличии от парадигмы академической психологии, рассматривает природу человека изначально повреждённой, а потому жизненно нуждающейся в духовно-нравственном исцелении и избавлении от безраздельной власти эгоизма.
Схема повреждения человеческой природы
5. Пятым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип долженствования или рассмотрения цели и смысла человеческой жизни через призму высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего), а не абсолютной свободы (эгоизма).
«Создатель всего сущего дал каждой душе естественный нравственный закон в помощника и союзника в деле совершения тех дел, которые нужно исполнять» (Еп. Евсевий Кессарийский)
«Нравственный закон является общим для всего человечества, и учит, что все совершенное человеком против природы должно заслужить осуждение среди людей, как нечто позорное и ужасное». (Тертуллиан)
«Бог вложил в человека врожденный закон, который управляет человеком как капитан кораблем или как извозчик лошадью» (Иоанн Златоуст)
Нравственный долг изначально накладывает на каждого человека совершенно конкретные духовно-нравственные права и обязанности, связанные с выполнением индивидуальной программы жизни в рамках всеобщего духовно-нравственного закона.
Другими словами, высшее предназначение человека на земле состоит в достижении им духовно-нравственного совершенства, высшей формой проявления которого и является качество безусловной любви ко всему окружающему.
6. Шестым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип покаяния или «метанойи», как метод кардинального изменения усилием воли направленности мышления и образа жизни на основании добровольного и свободного выбора.
«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян. 2;38)
Парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии утверждает покаяние главным действием (священнодействием) по изменению сознания и жизни человека на основе объективной оценки своего душевного состояния и глубокого переосмысления жизни. Результатом метанойи является глубокая и твёрдая решимость раз и навсегда изменить себя и свою жизнь в строгом соответствии с нравственным законом (Законом Божьим).
Схема метанойи
7. Седьмым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип постоянного понуждения себя в деле стяжания христианских добродетелей и борьбы со страстями.
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11;12)
8. Восьмым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип духовно-нравственного возрастания, который говорит о том, что на пути нравственного совершенствования и духовного спасения человек проходит соответствующие этапы и стадии:
- эго состояние (телесное) – ниже естественное,
- жертвенное состояние (душевное) - естественное,
- сущностное состояние (духовное) - сверхъестественное.
Схема этапов духовно-нравственного роста
При этом каждому из трёх этапов соответствует свой тип мышления и своё мировосприятие (рациональное, душевное и духовное).
«Вот три способа ведения, с которыми сопряжено все течение человека в теле, в душе, в духе. С того времени как начинает человек отличать зло от добра, и пока не изыдет он из мира сего, ведение души его пребывает в сих трех мерах. Сии же меры у отцов называются: естественное, противоестественное и сверхъестественное.» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 28 )
Говоря другими словами, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии рассматривает психическое бытие человека не через призму статического и неизменного эго состояния, а в динамике духовно-нравственного роста*.
* Данный принцип духовно-нравственного совершенствования также известен как принцип совлечения «ветхого» человека для возрождения в «новом».
9. Девятым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип последовательного искоренения страстей или принцип работы с отрицательными качествами и пороками тела, души и духа.
«Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть.» (Преп. Никон Оптинский)
Схема основных страстей и противоположных им качеств добродетели.
Говоря другими словами, в своём методологическом подходе к изменению человеческого состояния на пути духовно-нравственного спасения, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии опирается на святоотеческое учение о душевных страстях и борьбе со страстями.
10. Десятым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип безусловного принятия символа веры, как точного изложения основ христианского вероучения.
Символ Веры состоит из двенадцати разделов (членов), представляющих собой основополагающие догматы (т.е. неоспоримые истины) православной веры.
Первый догмат говорит о Боге Отце, догматы со второго по седьмой говорят о Боге Сыне, восьмой догмат говорит о Боге Духе Святом, девятый догмат говорит о Церкви, десятый догмат о крещении, одиннадцатый и двенадцатый догматы говорят о воскресении мертвых и вечной жизни.
Символ веры сообщает человеку фундаментальные христианские истины о Боге и даёт представление о смысле Жертвы Христовой, как Акте высшей любви Бога к падшему человечеству для его спасения.
Миссия Иисуса Христа
11. Одиннадцатым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип разграничения компетенции психолога, работающего в рамках нравственно-ориентированной парадигмы и священнослужителя.
12. Двенадцатым принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип служения психологической науке и практике посредством утверждения нравственно-ориентированной христианской психологии, как психологии нравственноcти, а также забота о нравственном здоровье личности, семьи и всего общества.
Из задач парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии можно отметить следующие:
- Теоретические:
- разработка единой интегированной концепции человека в разрезе тела-души-духа через призму святоотеяческой традиции,
- переработка существующих подходов и методов с наполнением их духовно-нравственным содержанием,
- разработка учебных планов и программ по курсу нравственно-ориентированной христианской психологии,
- подготовка учебно-методических пособий по курсу основы православной психологии и др.
- Практические:
- удовлетворение растущего спроса со стороны населения (воцерковляющихся людей) на православно-психологическую помощь ,
- разработка методов коррекционной и психотерапевтической работы на основе святоотеческой психологии и аскетической практики,
- помощь человеку и социуму в формировании практического христианского мировосприятия, которое наиболее верно и адекватно отражает действительность и др..
- Экспериментальные:
- Описание практического опыта работы православного психолога в разрезе современных вызовов и нравственных проблем,
- Проведение исследований по отдельным направлениям православной психологии,
- Открытие кризисных центров при приходах для оказания практической помощи нуждающимся и др.
Таким образом, парадигму христианской психологии можно считать не просто нравственной альтернативой психологии рациональной, а «подлинной психологией человеческой личности», которая в полной мере соответствует науке о душе, изначально составлявшей предмет исследований Аристотеля и святых отцов Церкви.
Ключевой задачей парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии можно считать формирования нравственно и духовно здравой личности, имеющей практическое христианское мышление и мировоззрение, как наиболее верно отражающее иерархическое устройство мироздания и соответствующее духу Евангелия, как единого кодекса человеческой нравственности, данного людям Самим Богом.
Как и любая другая модель познания, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии имеет свою дисциплину, предмет, методологию и категориально-понятийный аппарат, соответствующий христианской антропологии, катехизису, апологетике, эсхатологии и святоотеческому преданию.
Научной дисциплиной парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, как совокупности совершенно чётких духовно-нравственных принципов, закономерностей, установок и фактов (а также артефактов) также является психология, только нравственно-ориентированная христианская, не рациональная.
Можно ли дать определение такой дисциплины, как нравственно-ориентированная христианская психология ? Можно, как минимум, попытаться это сделать.
Нравственно-ориентированная христианская психология - это область знания, базирующаяся на христианской догматике, антропологии и святоотеческой традиции аскетики, исследующая через призму антропологической катастрофы человека все закономерности изменения формирования, и развития душевных качеств, свойств и состояний человеческой личности в разрезе трёх базовых состояний (телесного, душевного и духовного) через призму высшего духовно-нравственного закона.
Что можно сказать о такой дисциплине, как нравственно-ориентированная христианская психология ?
Нравственно-ориентированная христианская психология - это научная дисциплина, которая в настоящее время находится в стадии активного развития и формирования, исследующая природу человеческой личности через призму тримерии тело-душа-дух на основе богатейшего святоотеческого наследия и опыта православной аскетики.
В данной связи можно говорить о том, что парадигма нравственно-ориентированной христианской психоологии – это принципиально иная модель человеческой личности в сравнении со всеми существующими в психологии моделями, которая даёт новый взгляд на понимание человеческих ценностей через призму христианской нравственности и духовности.
Чем же является человеческая личность в свете парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии ?
Личность (от слов лик, лицо, ипостась) в духовно-нравственном смысле - это неповторимое и уникальное сочетание в соединении тела-души-духа всех творческих сил человеческой души (ум, чувство, воля), которое определяет характер, нрав и направленность человека во всей его мыследеятельности.
Иными словами, личность – это неповторимый опечаток и образ духовно-нравственного состояния человеческой души.
Парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии утверждает, что каждая человеческая личность по своему уникальна и неповторима.
В этой связи нравственно-ориентированная христианская психология - это наука о богатейших внутренних возможностях человеческой личности и её творческом потенциале, который может быть раскрыт в полной мере только посредством преодоления эгоизма и эгоцентризма, как следствия антропологической катастрофы (грехопадения).
В данной связи, кроме теоретической, практической и экспериментальной, можно говорить о социальной и научной задачах парадигмы христианской психологии.
Социальной задачей нравственно-ориентированной христианской психологии является глубокое нравственное оздоровление человеческого общества с утверждением приоритета коллективных духовно-нравственных ценностей, над частными и потребительскими с формированием между людьми подлинно человечных отношений на основе христианской нравственности и морали, а также забота о нравственном здоровье личности, семьи и всего общества.
Научной задачей нравственно-ориентированной христианской психологии является основательная научная разработка данного направления для его официального признания и включения в перечень дисциплин для учебных заведений христианской направленности.
Кроме основной социальной задачи нравственно-ориентированной христианской психологии, можно выделисть и ряд текущих социально-политических задач в числе которых:
- задача демографической безопасности общества за счёт активизации процесса естественного воспроизводства населения путём укрепления института многодетной семьи, отказа от абортивно-контрацептивного мышления, снижения уровня разводов, повышения устойчивости брака и культуры семейных отношений за счёт улучшения нравственного климата и повышения этической культуры и т.д.
- задача повышения уровня социальной сплочённости общества по горизонтали и вертикали за счёт распространения и утверждения в обществе в качестве доминирующей христианской морали и нравственности на основе самых высоких стандартов коллективного мышления и гражданской ответственности и т.д..
- задача роста социального благополучия общества за счёт повышения уровня социальной стабильности, ответственности и заинтересованности, развития сотрудничества, кооперации и взаимопомощи, роста гражданской культуры и сознательности, снижения уровня правонарушений, преступности, необоснованных расходов и затрат и т.д.
- задача обеспечения культурологической преемственности и стабильности общества за счёт укрепления нравственно-ориентированного мышления и мировоззрения, роста духовно-патриотических чувств и настроений, повышения роли духовной культуры и истории на основе упрочения союза государства и церкви.
Данные стратегические задачи, решаемые на основе парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, дают основания считать нравственно-ориентированную психологию и её парадигму универсальным и в то же время уникальным инструментом социального возрождения и модулирования для установления подлинно человечных отношений между людьми на основе принципов христианской нравственности и морали в основе которых лежит торжество справедливости и добротолюбия.
Говоря о методологической специфике направления нравственно-ориентированной христианскойпсихологии, нельзя не сказать о том, что это в значительной мере интегративная дисциплина, которая объединяет в одном подходе естественнонаучные представления с религиозными, расширяя границы представлений о мироздании и человеческой личности по вертикали духовно-нравственной иерархии.
В широком смысле христианская нравственно-ориентированная психология – это образ наиболее правильного христианского мышления и мировоззрения, а в узком прикладная наука о духовно-нравственном возрождении и спасении человеческой души во Христе от безраздельной власти эгоизма.
Как и любая дисциплина, христианская нравственно-ориентированная психология имеет свой предмет.
Предметом нравственно-ориентированной христианской психологии является человек и его уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и направленности, в связи с её духовно-нравственным состоянием.
В условиях усугубляющегося кризиса духовности и нравственности парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии является по существу методологической основой всей современной кризисной психологии, стоящей на страже человеческого сознания, разрываемого на части многочисленными проблемами, противоречиями и вызовами времени.
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.» (2 Тим 4;3-5)
Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии» К.В. Яцкевич, 2014 г.
Всё о православной психологии на psyheo.by