О чём рассказывает сказка...

О чем рассказывает сказка…

 

Люди всегда любили сочинять и рассказывать истории. В древние времена, когда еще не было письменности, они таким образом пытались передать дальше, своим потомкам, все, что они узнали о мире. Древний миф – это попытка осознания мира. Отношения между людьми, силы природы, внутренние демоны – всё находит отражение в этих историях. Сказки и мифы в символической форме передают нам знания, накопленные человечеством. И такая система передачи очень близка человеческой психике. Ведь психика функционирует посредством образов, а язык сказки – это язык образов.

Развитие и формирование характера ребенка происходит как под влиянием внутренней врожденной предрасположенности, так и под воздействием внешнего окружения. Ребенок, пребывая в состоянии только-только зарождающегося сознания, склонен воспринимать реальность в архетипических, сказочных образах. Для него все окружающее выглядит преувеличенным, подобно тому как взрослые видят сказочных героев: вот ведьма, королева или ужасное чудовище. Хмурый взгляд матери он может воспринимать как угрожающую жизни ярость, а её кратковременное отсутствие переживается как вечное пребывание в аду. Психика ребенка начинает применять защиты, чтобы выжить. Эти защиты часто персонифицируются архетипическими фигурами, которые оберегают таинственную внутреннюю сердцевину личности. Комбинация из нескольких видов специфических защит, используемая чаще всего, и определяет формирование структуры характера личности.

            Вначале защиты существуют как форма здоровой, творческой адаптации к реальности. Но чем более угрожающей является внутрипсихическая или межличностная реальность, тем чаще ребенок прибегает к негибкому, ригидному использованию защит. Окруженный защитами ребенок в дальнейшем сторонится всего незнакомого и не открывается навстречу новому обучающему опыту.

В историях Белоснежки, Красной Шапочки, Синей Бороды, Питер Пена и других сказочных героев собраны накопленные человеком знания о механизмах самозащиты и самоизлечения. Эти истории глубоко укоренились в нашем коллективном бессознательном, чтобы служить нам опорой и предлагать выход, путь развития. Сказки не могли бы выжить, если бы не затрагивали вечных общечеловеческих тем, которым не страшны ни время, ни общество.

Целительное влияние сказаний и всякого рода литературных произведений лежит в основе большого числа методик и систем. Рассказ, история, сказка – это карта. Зашифрованная, символическая, но доступная. Карта, которая чертилась на песке, рисовалась на стенах пещер, изображалась в движениях танца, нашептывалась в ушко ребенку. Сюжет сказок, как и сновидений, развивается на наших внутренних просторах, герои сказок отражают нашу внутреннюю суть, части нашей психики. Каждое действующее лицо сказки, сна – это один из образов частиц души того, кто выбирает эту сказку, видит этот сон.

Формирующаяся структура характера вдохновляется различными образами. Например, ребенок, чьими эмоциональными потребностями пренебрегают, который переживает в значимых детских отношениях изоляцию, «застывает внутри», давая ощущение ледяных объятий Снежной Королевы. Для него это способ защиты –«невозможно постоянно испытывать отвержение, уж лучше и не приближаться». Такой ребенок может построить внутренний ледяной дворец, где он будет жить один, в безопасности, но замороженный. Его привлекает покой и упорядоченность, это создает иллюзию безопасности. Его базовое чувство безопасности постоянно подвергается угрозе со стороны внешнего мира. Чтобы защититься от окружающих, которых он часто воспринимает как требовательных и вторгающихся, он использует уход от межличностного контакта и бегство в мир фантазий. Его тело «заморожено», он плохо его  чувствует, он «без одежды пребывает на ледяном ветру» . Ему сложно распознавать чувства и переживания людей, да их и нет в его внутрипсихической реальности, это безобъектный, пустой дворец. Лишь изредка в нем появляется Снежная Королева, как интериоризированный образ матери. В его сердце льдинка, которая помогает ему выжить в нечеловеческих условиях вечной мерзлоты. Сердце, как символ эмоциональности человека, остановлено, оно не бьется. Ребенок вроде жив, но как бы мертв. Он занимается развитием интеллекта, складывая из льдинок слово «Вечность».

В это время другая часть психики, Герда, отправляется в путешествие, чтобы спасти Кая. На своем пути она встречается с Цветочницей, у которой есть целый сад цветов-иллюзий, в котором она чуть было не осталась, так хорошо ей там было. И только ее чувства, ее слезы помогли ей вспомнить о своей цели, о своем желании. Мы видим образ Я, склонный жить в мире фантазий и получать ощущение безопасности. Однако внутреннее стремление к развитию, заложенное в каждом человеке, его желания отправляют героиню дальше в путь.

Во время своего путешествия, она встречается с различными образами себя - маленькая разбойница, активная, бунтующая против своей матери; Принцесса, прекрасная, встретившая своего принца; Мудрая Финка, помогающая и направляющая её. Перед нами словно отрывается еще одно послание – путь развития женской героини, этапы ее жизненного пути. Каждая встреча обогащает её, дает новый опыт взаимодействия, новые навыки и ресурсы. И каждый раз, перед тем как приобрести что-то, надо пройти испытание, инициацию. Встречает она и помощников. Так Ворон, ходящий по границе, разделяющей дворец на половину Короля и Принцессы, являясь символом -посредником между мирами- мертвых и живых, вещая, мудрая птица, своими знаниями помогающая героине. Или мудрая Финка, согревающая ее уставшее тело, пополняет ее силы, давая ей животных, которые символизируют инстинкты человека, его желания, стремления.

Так, преодолевая препятствия, обращаясь за помощью, идет она на встречу со своей половиной. Чувствующая, эмоциональная часть и разум, логика. Женское и мужское. В каждом из нас есть обе эти части. Гармоничное развитие обеих – залог счастливой и успешной жизни ребенка.

 

 


Что интересного на портале?