Техника является зеркальным отражением известной техники Ричарда Бендлера «Шоколад леди Годива», которая используется для создания мотивации. Здесь же мы будем создавать противоположное: безразличие на употребление конкретного продукта, т.е. антимотивацию.
Сеанс с клиенткой
Использование техники на примере зависимости к соленой пище.
Терапевт: К какому продукту у тебя есть зависимость?
Анна: У меня к солёной пище.
Терапевт: Как насчёт того, чтобы решить эту проблему прямо сейчас?
Анна: Давайте решим.
Терапевт: К какой солёной пище у тебя есть зависимость?
Анна: К самой разной.
Терапевт: Это хорошо, с одной стороны, что у тебя есть такой большой выбор, Однако, давай на чем-нибудь остановимся конкретном. Что выбираешь?
Анна: Копчёная красная рыба, балык. Он очень вкусный. Я могу его много съесть.
Терапевт: Чтобы ты хотела?
Анна: Быть безразличной.
Терапевт: Хорошо представь себе балык рядышком. Какой он имеет вид?
Анна: Коричнево-золотистый, румяная корочка, он пахнет… копчёной рыбой.
Терапевт: Есть ли что-нибудь такое, необязательно из продуктов, что у тебя вызывает сильные неприятные сенсорные ощущения: образ, запах и вкус? Какой-нибудь продукт, да такой, чтобы один внешний вид его вызывал отвращение, неприязнь, брезгливость, тошноту.
Анна: Есть, варёное сало. Меня однажды вырвало, когда оно попало мне в тарелке с борщом.
Терапевт: Годится. Представь себе огромный кусок варёного и жёлтого сала на большом расстоянии от себя, создай такую картинку, пусть это будет такой кусок сала, что если он будет вблизи, тебя стало бы тошнить от одного его вида…
Анна: Представила.
Терапевт: Хорошо, что ты это представила. А теперь, на время, забудь об этой картинке.
Терапевт: Закрой глаза и помести картину с балыком близко перед собой, так, чтобы приятное чувство усилилось. Анна: (облизывает уголки рта).
Терапевт: А за этой картиной помести другую картину, на которой изображено сало. Так что картину с салом не видно, потому что картина с балыком загораживает её… Поместила?
Анна: Да.
Терапевт: Проделай теперь в картине с балыком маленькую дырочку, так что ты теперь видишь маленький кусочек этой первой картины. Сделала?
Анна: Да. (Кивает головой).
Терапевт: А теперь, когда ты видишь другой балык и сквозь дырочку другой продукт, позволь маленькому отверстию быстро раскрыться и одновременно открой глаза. Проделай так быстро один раз …
Анна: (вздрогнула и открыла глаза).
Терапевт: Хорошо! Проверь своё отношение к балыку. Анна: (Открывает глаза). Хочется, но не так сильно. Появилось ощущение комка в горле.
Терапевт: Проделай 10 раз эту процедуру с раскрытием отверстия самостоятельно, пока не почувствуешь безразличие или даже отвращение к балыку.
Анна: (проделывает 10 раз)
Терапевт: Как теперь? Представь себе балык. Что ты чувствуешь?
Анна: Не могу представить. Картинка далеко. Изменился цвет, она стала тусклой, темной. Если я пытаюсь приблизить картинку к себе, то появляется комок в горле… и подташнивает.
Терапевт: Так тебя устраивает?
Анна: Да.
Терапевт: Вот и хорошо.
Анна: А можно это упражнение выполнить самостоятельно?
Терапевт: Конечно, можно. Только следует хорошо запомнить последовательность шагов, чтобы не тратить время на подсматривание в тетрадь. Ты должна знать, что в каждый момент делать.
Алгоритм психотехники «Безразличие»
- Представьте себе образ продукта, к которому у вас есть зависимость (первая картинка). Поместите образ в рамку.
- Создайте мысленно образ продукта или вещества, к которому вы испытываете сильное отвращение (вторая картинка). Пусть будет что-то такое (внешний вид, запах, вкус), от чего вас стошнило бы.
- Закройте глаза. Поместите первую картинку совсем близко перед собой, так чтобы продукт стал соблазнительно близко. Поместите вторую картинку сразу за первой, близко к ней.
- Сделайте на первой картинке, которую продолжаете
созерцать, небольшую дырочку в центре, маленькое отверстие,
через которое можно видеть фрагмент второй картинки. - Быстро распахните отверстие и одновременно откройте ваши глаза.
- Выполните несколько раз шаги с 3 по 5.
- Проверьте мысленно себя на восприятие вредного продукта. Если аппетит на него ещё присутствует, то, вам следует вернуться к шагу 2 и более тщательно подобрать то, что вызывает отвращение, или более тщательно проделать шаги с 3 по 5.