НЛП - субмодальности

Субмодальности – тонкие различия внутри модальностей.

 

Модальности – это способы восприятия мира. Мы можем видеть (В – визуальная модальность), слышать (А – аудиальная модальность) и чувствовать (К – кинестетическая модальность).
Субмодальности же, как и следует из названия – это различия внутри модальности. Например, картинка (В-модальность) может быть тёмнее или светлее, цветная или чёрно-белая, располагаться во внутреннем представлении в различных местах и на различном расстоянии. Звук (А-модальность) может быть громче или тише, глуше или звонче, стерео или моно. Ощущения (К-модальность) могут обладать различной интенсивностью, располагаться в различных местах, двигаться или стоять.

 

Субмодальности касаются только способа представления информации, но не содержания.

 

Когда вы смотрите телевизор, вы можете сделать изображение ярче или темнее, добавить цветов, отсесть подальше. А также вы можете поиграть со звуком. При этом содержание не меняется – как шла программа «Время», так и продолжает идти. Меняется только то, как вы это воспринимаете.

 

При помощи субмодальностей мозг кодирует отношение.

 

Для человека очень важна оценка действий, предметов, событий: это моя куртка, синяя ваза мне нравится, я люблю Сергея, меня раздражает как я танцую и т.д. Вот различия в отношении и кодируется при помощи субмодальностей. Вещь, которая нам не нравится, во внутреннем представлении может быть более тёмной, размытой и располагаться дальше, чем вещь, которая нам нравится. Голос человека, которому мы верим, может быть громче, чётче, чем голос человека, которому мы верим меньше. И так далее.

 

У каждого человека свой способ кодирования.

 

Не смотря на то, что обычно есть некоторые «тенденции», (например обычно отдаление и уменьшение картинки приводит к уменьшению интенсивности переживания), у каждого человека будет свой собственный, присущий только ему, набор субмодальных кодировок.

 

Критическая субмодальность.

 

Обычно мозг использует одну субмодальность в каждой модальности для кодировки одного оценочного параметра. Если мы меняем критическую субмодальность – будут меняться и все остальные. Например, неприятная ситуация может быть меньше, тусклее и располагаться внизу слева, приятная – больше, ярче и располагаться напротив. Изменение размера и яркости при этом не приводят к изменению оценки, но изменение положения меняет все остальные субмодальности тоже.

 

Как можно использовать субмодальности.
  • Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть: изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать или создавать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.
  • Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его «командный язык». Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь.
  • Наше восприятие тоже управляется субмодальностями. И меняя способ восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.
  • Субмодальности – это «командный язык» для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или считать чужое. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.

Что интересного на портале?