20 лет назад я уехала из родительского дома. В тяжелые моменты моей жизни меня преследовала мысль: «я хочу домой», и фантазия рисовала сладостную картинку смеющихся и счастливых родителей, меня наполненную энергией, бабушку с вечным вязанием в руках и два окна: из одного было видно сквер, а из другого двор. Картинка тепла, близости и защищенности от любых внешних бурь. Я хотела в тот дом, убежать бы в него из непереносимого настоящего. Я так сожалела, что машины времени нет!
Дом – это символ безопасности. Чтобы проиллюстрировать, как из внешних опор создается опора внутренняя я воспользуюсь образом матрешки. Каждый слой матрешки – это какая-то стадия развития. Какая-то стадия построения «дома».
- Матка. Самый теплый, самый надежный, самый заботливый дом. Безопасность и близость – все в одном месте.
- Новорожденный ребенок нуждается в донашивании. И домом становятся руки мамы. Близостью - ее забота, как значимой фигуры номер один.
- Дальше представления о доме расширяются. Теперь это и впрямь дом. И все близкие, которые там живут.
- Несколько домов. Например, бабушкин или крестной расширяют список мест, в которых безопасно и дружелюбно.
- Дальше ребенок выходит в мир, в котором значимы не только близкие. «Домом» может стать сад, школа, секция. А близкими фигурами друзья, учителя.
- Город, страна. Я – гражданин и безопасность мне создают правила моего общества, его законы.
- «Дом там где Я». Человек обретает внутреннюю опору и носит дом с собой, имея возможность создавать его там, где присутствует.
Естественно переход на каждую из стадий развития возможен, когда на предшествующей было достаточно безопасно. Если же внутри дома очень страшно, если там нет границ и постоянства правил, исследовательское движение, импульс вовне останавливается. Или искажается. Теперь в мир можно тянуться не всем сердцем, а предъявляя тщательно выстроенный фасад. В то время как сам дом нуждается в капитальном ремонте. Или вовсе недостроен.
Представьте, что разбирая матрешку вы обнаруживаете, что какая-то из частей потерялась. И тогда у какой-то из матрешек не будет головы или ног. Причем, в собранном виде она может казаться вполне целой. Именно так и действуют травмы в процессе развития: человек лишается либо «головы» и начинает жить только эмоциями, лишается контроля и управления своей жизнью. Либо у него «отрезает ноги», и тогда нет опоры чтобы продолжать исследовать мир.
Одна из метафор психотерапии – это поиск утерянных фрагментов матрешки. Целостность не кажущаяся, лишь верхней куклы, а фактическая. Дом можно восстановить, но сначала необходимо рискнуть разобрать матрешку по частям, не испугаться ее неполноценности, признать это. И тогда починить, а кое-где перестроить.
Я убеждена, что свой дом каждый из нас строит всю жизнь. Материал нам подкидывает жизнь, а как обойтись с ним, только наше решение. Брюзжать на тонкие обои. Или художественно их изорвать, перемешать со строительным мусором и создать особенную композицию, которой можно любоваться. Именно это и произошло со мной, когда я смогла принять свою утрату. Такой реальности правда не было вокруг меня, но она была внутри, и я была вольна создавать из нее любые калейдоскопы, извлекать ее по желанию из своей памяти в те моменты, когда мне было горько.
Теперь мой дом внутри меня. Я знаю, что где бы я не оказалась, я достану окна, скрипучую дверь, бабушкин запах и нитки, мамины глаза и папины крепкие руки. И построю дом…