Неспособный благодарить...

Тяжелый труд учителя, преподавателя...Задумывались ли вы над тем,  почему так часто мы слышим от многих коллег-педагогов "неблагодарная работа"?

В школу детей приводят родители и многие из них, ко всеобщей трагичности, перекладывают большую часть ответственности на плечи учителей. В свою очередь, объективно говоря о педагогах, также иногда наблюдается далеко не самая приятная картина из грубости, хамства, оскорблений.Но если взять чашу весов, то груз переложенной родительской ответственности на плечи учителей, будет неимоверно больше.



В школе или колледже ли, везде мы можем встретить и плюсы, и минусы. Это огромный пласт сложных взаимоотношений и по вертикали, и по горизонтали. Важно другое...Из всего калейдоскопа эмоций,  чувств,  потребностей, ресурсов и много чего еще способность благодарить как будто утрачивается. 

Мы часто жалуемся, что студент нынче не тот. Те, кто с институтской скамьи пришли преподавать в вузы лет 20-25 назад, наверняка помнят, как готовились студенты к практическим занятиям и семинарам,  какие ответы были, какой потенциал чувствовался.

Годы летят. Мы с уверенностью говорим о смене ценностей,  смене даже общественного сознания...

Горечь от того, что неспособность быть благодарным влечет за собой обесценивание, нередко глобальное... И тоже многое вытекает из семьи, школы, ссуза,  вуза...

Так уж получается в образовании и педагогике, что при рассмотрении вопроса в одном ракурсе очень часто создается многослойная платформа из целого ряда социальных, исторических,  культурных, религиозных и других слоев.

Я приведу пример из своей практики, когда в 21 год я уверенно читала лекции на курсе в одном из вузов. Это благословенное время,  когда каждый второй студент по окончании, выходя из аудитории, говори мне "спасибо за интересную лекцию!". Как вы сами понимаете, важно было слово благодарности как великая мотивация. Ведь интернета еще не было, мы с коллегами готовили рукописные конспекты, пытаясь заинтересовать, увлечь студенческую аудиторию.
Спустя почти 18 лет я констатирую факт, что никто, выходя из аудитории ни разу не сказал "спасибо", за исключением (!) студентов заочного отделения. 
Задумалась. Почему так?
Заочники более осознанные, более осмысленные? Они работают и платят за свое образование, у них более твердые взгляды...А может быть дело в возрасте? Как правило, заочники всегда несколько старше, а их смысложизненные ориентиры тверже...
И сегодняшний студент - существо весьма специфическое. У него есть гаджеты и есть возможность не готовиться к семинарам, а просто скачивать текст согласно вопросу без детализации и анализа. Зачем? Ведь ОН платит за образование (ох, платят -то как раз родители...) Он знает, что преподаватель все равно поставит зачет. В противном случае, это будет проблема преподавателя...

 И уж тем более, здесь ему не до фундаментальных  духовных ценностей.



Страшнее всего то, что работа преподавателя, его труд обесценивается студентами, которые занимали какое-то особое положение или приоритет в жизни педагога. Так, к примеру, возьмем ситуацию с благодарностью. Научный руководитель, не спавший ночами,  повышающий своими силами уровень антиплагиата,  помогающий своим подопечным в различных ситуациях, иной раз даже житейских,  оказывается выброшенным и вычеркнутым из жизни студента-выпускника ровно в аккурат получения диплома. Отсутствие благодарности воспринимается студентом как данность. "Яжзаплатилзаобразование?!Чего еще надо?!". К примеру, из 11 дипломников своего научного руководителя поблагодарили только 4. 

И снова вопрос "почему?" не дает покоя многим из нас, преподавателям и учителям. Уродующий  вирус пренебрежения  лишает возможности видеть человеческие отношения, их мировоззренческие духовные ценности, их морально-нравственные качества. И как говорит моя интеллигентнейшая соседка, за плечами которой почти 60-летний (!!!) опыт работы в педагогическом институте: "Ведь педагоги ж мы, гуманисты же!"... И в безысходности как будто снова рождается надежда: "Вдруг что-то случится и человек осмыслит ценность благодарности?".



Надежда Архангельская