Несколько дней в детском саду - три недели на больничном


       Да, в детских садах дети болеют чаще, чем дома. Но в этом не всегда виноваты детские сады.

       У каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Однако люди болеют от таких инфекций только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. И здесь не поможет "Актимель" или любой другой продукт, рекламируемый в СМИ.

       Рассмотрим ситуацию посещения детского сада с точки зрения мамы. Она 2 или 3 года была дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди большого количества людей, забыть на время проблемы кухни и проявить себя на работе. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится время на профессиональный рост. Она готовится к этому, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.

       Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не обязательно радуется. Все слова, которые она говорит о своей работе и детском саде, не имеют для него никакого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Но ребенок начинает нервничать: предстоит что-то неизвестное, и, возможно, не очень приятное!

       И вот наступает день X. Мама приводит ребенка в детский сад, где много детей. Но вдруг ее собственный ребенок, который до сих пор так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за нее, плачет и ни с кем не желает общаться. Воспитатель отрывает его от мамы, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: всю домашнюю работу, которую она легко делала раньше в течение дня, теперь нужно сделать за несколько часов вечером. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает приготовить ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра... Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.

       Как же этот день X ощущает ребенок, то есть не осознает, а чувствует? Непонятные ранее мамины слова вдруг воплощаются в жизнь, оборачиваются кошмаром: его привычный мир разрушается, он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми.

       Всегда нужно помнить, что дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости): при невероятной способности адаптироваться они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам.

       Эту их особенность знает любой родитель, которому приходилось перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом чем чаще ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь (известное психологическое правило: нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем).

       Есть ещё одна причина детского стресса. Иногда родители забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство очевидно, но для детей это совсем не так. И вот, оказываясь в новых обстоятельствах, ребенок думает, что останется там навсегда. А поскольку дороги до дому он не знает, то и рисует его воображение страшилки покруче Фредди Крюгера. Да и по возвращении домой ребенок не находит там привычных условий: мама возбуждена, думает не о нем и занята не только им.

       Получая новые впечатления, фантазируя на новые темы в меру собственных возможностей и замещая фантазиями пробелы в информации, полученной от родителей, дети могут сильно переживать.

       А стресс, вы знаете, снижает активность иммунной системы. В ослабленном организме инфекция развиваться быстро. Поэтому и начинает болеть ребёнок почти сразу после начала посещения детского сада.

       Но все чудесным образом преображается и возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), когда имеют место температура, боль и другие выраженные признаки болезни. Потом же целых две-три недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт, благодаря которому человечество приспособилось к жизни на Земле. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он "обучается" изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние.

       Но не стоит винить детей, которые лишь пользуются доставшимися им природными способностями; врачей, которые выполняют свой профессиональный долг, и детский сад. Следует обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.

       Первое, что нужно сделать, - заранее начать подготовку к детскому саду. Об этом мы с вами уже говорили на страницах «Нового времени».

       Ещё можно предложить ребенку взять с собой в сад какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если он вспомнит о маме, может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, мама обязательно это узнает, но не обязательно сразу придёт - она придёт, как только сможет.

       Ребенку необходимо рассказать о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы не только заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого родителя свое дело). Осознание того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку для понимания важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа. Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду - учиться и расти, чтобы стать таким, как родители.

       Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

       Родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Распределите время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.

       Изменить свое поведение родителям необходимо и во время болезни ребенка. Ведь даже при исполнении всех перечисленных рекомендаций ребенок может заболеть. Но чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.

       Конечно, ребёнка жалко, его хочется оградить от всевозможных бед, огорчений и напастей. Но давайте делать это в разумных пределах, чтобы наши дети не росли «как растение мимоза в Ботаническом саду». Ведь впереди у них Жизнь.

 

С уважением к Вам Куликова Марина Петровна.

2015-09-30
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?