Немного о травме в психоанализе

Под травмой в психоанализе понимается то количество возбуждения, которое Я человека не в состоянии переработать и ассимилировать. Это чисто экономическое определение, указывающее на разрыв между количеством возбуждения, получаемым Я, и количеством, которое оно может усвоить, связать, овладеть им в данный момент. То есть травма представляет собой разрыв символической связи.

В символическом пространстве связь – это жизнь, продолжение, разрыв – это смерть, прекращение. Когда рвется мышца, образуется рубец – узел переплетенных волокон. Нога сохраняет целостность путем образования шрама и ценой боли и затрудненной ходьбы. В каком-то смысле аналогично формируется человек, так как человечность порождается запретами, лишающими нас всемогущества, то есть наносящими нам глубокие нарциссические раны, после которых остаются более или менее грубые и заметные шрамы.

Принято выделять три универсальные травмы, три типа кастрации, делающие человека человеком:

1)  «грудь принадлежит не мне, а маме» – открытие Другого

2)  «мама принадлежит не мне, а папе» – открытие разницы полов и запрета на инцест

3) «я принадлежу не себе, а (Богу, судьбе, случаю…)» - открытие смерти.

Все меньше всемогущества остается при переходе со стадии на стадию и все более сложные защиты изобретает человек для заживления своих ран.

Универсальные человеческие травмы мы переживаем в самом начале жизни, но на окончательное овладение ими часто уходят годы. Тревога ребенка не может быть описана как изолированная (только внутренняя) тревога. Бессознательное есть не только у ребенка, но и у его матери. Их страхи влияют друг на друга и являются комплементарными на каждой стадии психосексуального развития:

Ребенок

Мать

Травма рождения – переход от защищенного, слитого с материнским телом существования, к автономному существованию, интенсивная физиологическая травматизация, выражаемая в крике, ребенок начинает дышать сам

Травма родов – травма сепарации. Депрессивная тревога утраты значимой части себя, разрушение фантазма матери о неделимости

Оральная тревога – напряжение голода и отсутствия достаточно хорошей матери переживается как психофизическое ощущение распада, расчленения

Оральная тревога – страх матери быть поглощенной, разжеванной ребенком и страх поглотить, сожрать своего ребенка, вернуть его обратно вовнутрь, уничтожить как отдельную личность

Анальная тревога – страх утраты части себя (фекалий), утраты слияния с защищающим объектом (прекращение грудного вскармливания). Отдать то, что уже сыграло свою роль, не цепляться за отжившее.

Анальная тревога – страх утраты райской атмосферы грудного вскармливания, утраты контроля над ребенком (первое сказанное «нет», рост независимости)

Фаллическая тревога – страх утраты фаллоса (значимой части себя, самоуважения, нарциссической ценности, контроля и всемогущества), страх утраты родителей как объектов любви.

Мать – страх утраты ребенка как своего нарциссического продолжения и как объекта влечения, страх расстаться с образом себя как фаллической (всемогущей, все контролирующей) матери

Четкая граница между матерью и ребенком. Где есть граница, там действует закон. Переход к закону порождает другие, собственно человеческие страхи: страх преступления и страх наказания.

 В данном контексте травма - это не нечто исключительное и плохое, случившееся по несчастливому стечению обстоятельств, а необходимые этапы в становлении личности каждого человека. И тогда вопрос не в том, как избежать травмы, а в том, как овладеть ей. Важным открытием психоанализа является значение фантазийной жизни для реальной повседневности. Мы все начинаем свою жизнь со слияния и продолжаем, пытаясь отделиться. Но как слияние, так и отделение наполнены фантазмами разрушения и смерти. Можно сказать, что человек оказывается зажатым между двумя одинаково невыносимыми исходами: или быть поглощенным в слиянии или отделиться и оказаться покинутым в экзистенциальном одиночестве.


Что интересного на портале?