Немного о цирке

Посещение цирка, впервые лет за 15, оставило мне столько сильных впечатлений и вызвало к жизни столько ярких эмоций, что захотелось превратить их во что-то материальное, например, в текст на бумаге, чтобы сохранить их не только внутри, но и за пределами собственных чувств и ощущений.

Самый первый раз в жизни я была в цирке, когда мне было года 3-4, мы были там с мамой и папой. Помню, тогда, еще до начала представления, меня сильно напугали громкие звуки циркового оркестра, и особенно пронизывающие звуки барабанов, которые, казалось, могут разрушить все вокруг. Помню, как меня успокаивали и убеждали, что это не страшно и что сейчас начнется интересное представление. Не думаю, что это тогда сработало, ведь из представления мне не запомнилось абсолютно ничего, зато ужасающие звуки оркестра навсегда проникли в мою память.

Сейчас музыка циркового оркестра перед представлением вызывает скорее восторг и ожидание чего-то торжественного и совсем не кажется страшной и опасной. А громкий смех и возгласы сидящих рядом детей многократно усиливают и обостряют все чувства.

После того первого посещения мною цирка в 3 года я была там еще несколько раз в детстве, и удивительно, что впечатления тогда были совсем другими по сравнению с недавним осознанным походом в цирк.

В детстве в цирке я больше всего любила воздушных гимнастов, они казались мне такими гибкими и смелыми, при этом мыслей о том, что им может тяжело это даваться, не было совершенно, как будто это такая отдельная категория людей — цирковые гимнасты, которые сразу ими родились, выросли и теперь выступают под куполом цирка, и неважно, что они там вытворяют на высоте, все так и должно быть и им это ничего не стоит.

В этот раз первым номером в программе была как раз воздушная гимнастка, которая качалась на воздушных качелях, и каждый раз, когда она резко перекручивалась в воздухе или раскачивалась слишком сильно, мое сердце останавливалось, а руки машинально закрывали глаза. Казалось, что она сейчас сорвется, упадет и разобьется. Было страшно, в какие-то моменты вплоть до леденящего ужаса, который охватывал на мгновенье и отпускал, когда заканчивался очередной сложный элемент гимнастки в воздухе. В представлении было много номеров с гимнастами и акробатами, и каждый раз, когда у них удачно получались их трюки, в моей душе наступало долгожданное облегчение — в этот раз обошлось! Я думала о том, какие это люди в обычной жизни, чем они увлекаются, что их радует каждый день. А также о том, сколько они тренируются, с какого раза им удается выполнить трюк и главное — ради чего они это делают, ради чего они рискуют собственной жизнью и делают это не изредка, а каждый день во время своих представлений? Что они чувствуют, когда зрители им аплодируют, получает ли их эго насыщение и на долго ли его хватает? Мне стало немного не по себе и грустно от этого. Что если их эго настолько поранено, что они готовы за далеко не большие деньги каждый день идти вот на такой риск ради главного нарциссического вознаграждения — восхищения и признания публикой?

Клоунов я раньше не любила, мне казалось, что они не делают ничего такого особенного, только отнимают время от программы, всегда хотелось, чтобы номер с клоуном поскорее закончился.

В этот же раз клоун тронул меня до слез, которые я еле сдержала. По сюжету одного из его номеров он очень долго не мог удержать баланс, стоя на цилиндрах, постоянно падал, в то время как конферансье каждый раз получал цветы за успешное выполнение трюка, их выносила девушка из-за кулис. И когда у клоуна наконец получилось встать на 5 или 6 поставленных друг на друга цилиндров и сбалансировать на них, он очень ждал, что кто-нибудь подарит ему цветы, но никто не выходил, он продолжал ждать и бродил в надежде по арене, смотря в даль, играла грустная музыка, и когда он уже собрался уходить с арены в расстроенных чувствах, выбежала маленькая девочка — настоящая, не подставная — и подарила что-то клоуну. Она обняла его и они стояли вот так обнявшись — девочка и клоун — долго-долго, мне показалось, что целую минуту. У меня подкатили слезы, я думала, что сейчас разрыдаюсь от столь трогательного момента и подлинных чувств, появившихся на арене.

В конце своего последнего номера уже уставший клоун подошел к женщине, которая сидела в одном ряду с нами, обнял ее, поцеловал — наверное, это была его мама. В этот еще более трогательный момент я вдруг увидела, что за всем этим клоунским нарядом и гримом, живет обычный человек, со своими желаниями и радостями, разочарованиями и надеждами, и у которого тоже есть мама — обычная мама обычного клоуна...

И наконец, расскажу про животных, выступавших на представлении в цирке. Раньше я очень любила номера с дрессированными животными, не понимая опять же, что за всем этим стоит. Сейчас же — злость, негодование и разочарование. Морские котики смотрятся крайне неестественно, вытворяя что-то такое, что природой явно не предусмотрено. Для них постелили специальную пленку, чтобы они лучше скользили по арене, а в определенный момент вылили на нее четверть-ведра воды, чтобы морской котик смог станцевать брейк-данс...Отвратительно, не по-человечески, несправедливо по отношению к природе.

Тигры. Мои любимые животные. Самые сильные, самые грациозные, самые изящные и красивые. Они запуганы настолько, что буквально отпрыгивают от малейшего приближения острой палки. Ради кусочка мяса, который сложно даже разглядеть с четвертого ряда, они ходят по арене на задних лапах. Любое проявление агрессии жестко пресекаются, однако при этом их целенаправленно дразнят. Тигров четверо, при этом они совершенно бессильны перед двумя дрессировщиками. Довольно жалкое зрелище. В какой-то момент я (прямо как в контрпереносе) ловлю эту подавленную у тигров злость и мне хочется, чтобы один из них наконец откусил дрессировщику руку, показав кто в природе хищник, а кто человек. Я напугана такой своей злостью, и через некоторое время она меняется на легкое раздражение и огромное разочарование. Хорошо, что это был не последний номер в программе, а то все это и унесла бы с собой в полном объеме.

Фокусы — еще одна отдельная цирковая тема. В детстве они воспринимаются как настоящее захватывающее дух волшебство, магия, что-то неповторимое и невероятное. Всей душой веришь в то, что все-таки есть где-то на свете волшебная палочка, которая достает кроликов из шляпы или выпускает голубей. А что сейчас, когда ты уже взрослый? Осознание того, что нет никаких волшебных палочек, нет никакой магии, зато наверняка есть какой-то подвох, который пытается отыскать пытливый ум, чтобы понять наконец, ну как она так быстро успевает переодеваться в коробке или во время вспышки блестящих конфетти?! Незаконченное понимание, не разгаданный и не объясненный с точки зрения логики фокус даже раздражает слегка. В конце концов, хочется же иногда контролировать все вокруг!

В конечном итоге, представление завершается для меня душевным подъемом, возбуждением, восторгом, приятным ощущением «раскаченности» чувств, совершенно разных по содержанию, но одинаково ярких и насыщенных, а также мыслями о том, что было бы здорово иметь возможность увидеть Никулина в роли клоуна! ;)


Что интересного на портале?