Нематериальная мотивация персонала

Система нематериальных поощрений и наказаний


Многие работодатели ломают голову над тем, «как еще замотивировать людей, но не деньгами». Существует множество способов дельных и не очень. Предлагаем вашему вниманию подборку различных методов НЕМАТЕРИАЛЬНОГО поощрения и наказания, часть из которых была придумана нами (КЦ «Стратегия успеха»), часть – почерпнута из открытых источников.
Два слова теории - методы делятся на:
• Социальные. Статус, карьера, наличие правил, структуры
• Моральные. Этика, долг, отношения, оценка
• Творческие. Свобода мнения, выражения, творческая деятельность, новизна
• На интерес. События, традиции, эмоциональная привязка, легенды
Итак, перед вами – более 30 методов нематериальных поощрений
1. Десять слонов. Вводится традиция – тот сотрудник, который соберет 10 слонов, получает от компании бесплатную путевку за границу (или другой достаточно ценный приз). Слон вручается лично руководителем за «особые заслуги». Особенность в том, что это не обязательно может быть перевыполнение плана продаж. Это может быть полезная инициатива, высокая работоспособность и лояльность на протяжении периода, работа со стажерами и т.д. Слона можно вручать как ежемесячно, так и «когда в голову взбредет» (по наличию инцидента), но не реже, чем раз в квартал. Динамика такая – хороший сотрудник должен иметь реальную возможность собрать 10 слонов за 3-4 года. Путевку вручить! Мною опробовано – Алена Мосягина
2. «Первый в очереди». Оценка сотрудников по отделам (критерии определяются в связи с функционалом). Тот, кто оценен выше других получает приоритет на «Первое место в очереди», а именно: первым получает новую форму, обновление оборудования или рабочего места, выходной и т.д. Мною опробовано - Алена Мосягина .
3. Переходящий кубок, флаг, вымпел. Аналог: переходящее кресло, красная футболка с надписью «Лучший» (Best of best). Вручается по итогам работы месяца или квартала и передается от лучшего к лучшему. В каждом отделе – свое: кресло, футболка, флаг или другой знак отличия. Мною опробовано - Алена Мосягина
4. «Золотая швабра». Специально для служб клининга, фитнес-клубов и других компаний, в которых уборка имеет большое значение. Шуточный конкурс. Создание легенд. Объявляется, что службе клининга вручается волшебный артефакт – «золотая швабра», которая приносит удачу. Швабра оформляется в соответствующем стиле. Право пользоваться шваброй переходящее, руководитель следит за тем, чтобы тот, кто пользуется шваброй, получал мелкие привилегии, что подается, как «волшебство» швабры. Коллектив обсуждает и шутит про швабру при любом удобном случае, создавая легенду «о золотой швабре», которая становится частью истории компании, обрастая конкретными случаями.
5. Персональная парковка. Для компаний, имеющих парковку и проблему с паркованием. Именная парковка лучшему сотруднику. Не навечно, а по результатам труда. Может быть не одна, а 2-3.
6. Значок «Лучший менеджер», «Лучший водитель» или «Заслуженный тренер 2012 года» или «Заслуженный автослесарь месяца» или «Профессионал года». Делается в виде небольшого пластикового бейджа, можно на золотом фоне, чтобы каждый, что общается с данным сотрудником, сразу видел, что это – герой, профессионал. Мною опробовано - Алена Мосягина
7. Персональное внимание от руководства:
1) Публичная похвала (не перед 10 человек отдела, а перед всем коллективом!) и личное вручение премии, диплома и т.д. от директора, управляющего ЛИБО от УЧРЕДИТЕЛЯ лично. Мною опробовано - Алена Мосягина. Вариант: обычное действие, но необычным способом. Пример: все получают зарплату в очереди в кассе, а лучшие – лично от директора в конверте в его кабинете с личной похвалой.
8. 2) Ежеквартальный обед с управляющим. Личная неформальная встреча, на которой сотрудник общается, может рассказать о себе, что-либо попросить или поделиться информацией. (В России приживается с трудом).
9. 3) Прием по личному вопросу. Открытая личная беседа с сотрудником с целью выслушать, поддержать, помочь, подружиться. Лучше несколько человек сразу, так они чувствуют себя менее скованно. Раз в месяц - встреча с несколькими сотрудниками, с которыми обычно руководитель не имеет возможности пообщаться. Ответы на вопросы, спросить о проблемах. Идеально проводить на годовщину работы сотрудника в компании.
10. 4) Личностное обращение в документах. Пометки «Антон, молодец!», «Отличная идея», «Гениально» и т.д. (Тоже немного по-западному, но уже вполне реально)
11. Мотивирующее совещание. На развитие инициативы, укрепление лояльности. По результату совещания одному (может, двум) участникам совещания выдается «бонус» - балл за активность, инициативность, работу на совещании, возможно, работу в целом. По итогам квартала (или иного периода) сотрудник, который набрал большее количество баллов на совещаниях, получает небольшой приз или бонус – оплачиваемый отгул, к примеру.
12. Соревнования отделов:
А) Конкурс «АБВГДЕЙКА-2015» (вставьте название своей компании). Подразделения компании борются за право получить почетный вымпел «АБВГДЕЙКА-2015» (или не вымпел, а иной знак почета), который дает определенные права в течение года. К примеру, приоритетное право выбирать себе отпуск, нагрузку, график работы и отдыха и т.д. Мною опробовано - Алена Мосягина
13. Б) «Битва отделов» Лучший отряд. Персонал компании делится на 2-3-5 основных подразделения: отдел продаж, производство (склад), администрирование, техническая служба. ЛУЧШЕ, когда мы делаем команды не по службам, а создаем их произвольно, как в тим-билдинге – выбирайте формат сами. Состав «команд» служб должен быть по численности приблизительно одинаковый. Команды борются за звание «Лучший отряд». Организуется годовое соревнование за лучшие результаты в работе. Составляется схема баллов + и -, которые подсчитываются каждый месяц. Таблица висит в служебном помещении на видном месте. ПО итогам соревнования ОДНА команда получает годовой бонус на всех сотрудников. Это могут быть деньги (понятны и приятны всем), может быть день отдыха на турбазе (бартер и т.п.), поход в боулинг, лазертаг или картинг или подарки. Мною опробовано - Алена Мосягина
14. В) Спортивные соревнования. Они РЕАЛЬНО помогают и выпустить пар, и мотивируют и сплачивают. НО! Если специфика бизнеса уже подразумевает наличие спорта или какой-то активности, это должен быть необычный вид соревнований или спорт. Во-первых, несложный, во-вторых, доступный для человека любой комплекции. Идеально подходит пушбол. Играют команды по 5 человек. Мяч можно пинать, толкать, кусать, пихать и т.д. Это веселое и запоминающееся событие. Но команды должны быть смешанные по гендерным признакам (мальчики и девочки вместе). Опробовано нашими клиентами.
15. ГАЗЕТА, БЛОГ. Или иное корпоративное издание. Журнал, информационный листок, газета, стенгазета. Издание о жизни компании, достижениях, лучших сотрудниках, поздравления с днем рождения сотрудников и т.д. Мотивационные моменты отражаются и фиксируются в памяти в виде «якорей», психологически усиливающих эффект от мотивации и укрепляющих лояльность сотрудников. Мощный внутренний пиар. Мною опробовано - Алена Мосягина Мы оказываем услугу по подготовке и печати таких изданий профессионально!
16. Корпоративная семья = корпоративная скидка.
Договоры с компаниями-партнерами о ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ скидках для сотрудников. Услуги и товары должны быть актуальными для людей: турпутевки, спортивная одежда, страховые полисы, сеть супермаркетов и т.д. Сотрудники получают значительную экономию, партнеры – дополнительных заказчиков, рост продаж. Мною опробовано - Алена Мосягина
17. Обучение и развитие. Тренинг и коучинг персональный. Лучшие сотрудники получают право на участие в обучающих программах за счет компании, а так же право участвовать в выставках, конференциях, поощрительных командировках. Однако нужно учитывать категорию сотрудника – для кого-то командировка в Новосибирск будет призом, для кого-то – тягостью. Нужно проанализировать – какие события в сфере развития вашего бизнеса бывают в городе и стране и выбрать. Мною опробовано - Алена Мосягина
18. Бригадная премия.
Перед отделом ставится высокая задача, которую можно четко измерить по показателям и критериям (самый понятный пример – план продаж). За перевыполнение выдается премия, которая делится на всех. Сразу четко видно, кто какой вклад внес, а также этот метод помогает сплотить тех, кто привык работать «сам за себя». Мною опробовано - Алена Мосягина.
19. Оценка коллег.
По итогам определенного периода сотрудники отдела САМИ выбирают коллегу, который, как им кажется, заслужил поощрение. Критерии – размыты. Голосование проходит тайно. Нельзя голосовать за себя (за этим надо проследить – обычно действием руководит один человек). Сотрудник пишет на карточке имя того, кого он хочет поощрить и 2-3 слова – за что. Затем карточки складываются в ящик (конверт и т.п.). когда все проголосовали, руководитель вскрывает ящик, составляется перечень тех, кого хотят поощрить. Обычно это 1-2 человека. Если нужно поощрить одного, то мы вводили дополнительное голосование и выбирали неоспоримого победителя. Я вручала денежную премию, но думаю, лучше сертификат на небольшую сумму, например, 1000 рублей не что-то актуальное (магазин «Лэтуаль» для женщин, к примеру). На одного сотрудника сумма небольшая. Интересный, сильный мотиватор. Помогает задуматься об отношениях коллег и тому, как ты строишь отношения. Есть нюанс: нельзя мотиватор использовать долго – через полгода приедается, надо сменить на другой. Мною опробовано - Алена Мосягина.
20. Музей компании.
Создается небольшой стенд или витрина, или для начала альбом «Страницы истории», в котором подбирается информация в виде фотографий, публикаций, а затем и в виде предметов. Эти предметы демонстрируют вехи истории компании и олицетворяют успех, стабильность, надежность (на века). В «музее» (альбоме) отражается вклад первых сотрудников, тех, кто хорошо работал и «стоял у и стоков». Войти в историю может не каждый. Мы делали это для нескольких клиентов.
21. «Мы – одна семья» (мафия).
Система семейной помощи, причем не обязательно материальной. Часто у сотрудника нет таких возможностей, как у предприятия. Это может быть устройство в детский сад, помощь юриста, консультанта, ходатайство и т.д. Просьбы о помощи подают сами неохотно, систему должны внедрять линейные руководители, быть в курсе проблем своих сотрудников. Мною опробовано - Алена Мосягина.
22. Кормить и радовать. Чаепития.
Очень хорошая традиция – совместное разделение пищи. Особенно ценится в женских коллективах, но и в смешанных хорошо, особенно ценится сотрудниками «рабочих специальностей». Сделать традицией ежемесячный торт, чаепитие, можно красиво назвать «Чайная пятница»». На чаепитиях можно ввести традицию о самой забавной или интересной истории за прошедший месяц. Рассказчик получает роскошную шоколадку. Мною опробовано - Алена Мосягина.
23. «Рука помощи». (аналог п.15) Ссуды, льготы, матпомощь и кредиты. Некоторые виды помощи компенсируются самими сотрудниками – они скидываются. Самое удобное – реализация бартерной продукции или услуг с приличным дисконтом сотрудникам. Например, вам предлагают бартер (расчет за продукцию) на пластиковые окна, услуги автосервиса, турпутевки и т.д. Компания берет это бартер и реализует сотрудникам со скидкой в 20-25%%. Бизнес получает деньги и привязку сотрудников, сотрудник – необходимый ему товар с большой скидкой, клиент – ваш товар или услугу. Мною опробовано неоднократно - Алена Мосягина.
24. Корпоративные сувениры. На праздники сотрудники получают ручки, брелоки и блокноты (и т.д.) с корпоративной символикой. Часто это дешевле традиционного подарка, при этом – пиар компании. Мною опробовано - Алена Мосягина
25. «Ежегодный весенний день» или «Первомарт» (по аналогу «первомая», а можно и «Первомай»). Проведение торжественных мероприятий – старая добрая форма нематериальной мотивации. НО! Они должны быть редкими и значительными. К примеру, первого мая - ежегодный банкет или выезд на Байкал на базу отдыха. Количество мест – небольшое. Попадают самые лучшие вне зависимости от отдела. То есть помимо руководства – от отдела по 2-3 человека. На мероприятии все красиво: поздравления, программа, хороший ведущий, артисты, подарки. (У каждой крупной компании есть традиция по типу «Летний день» Альфа-банка). Недолго, дорого, элегантно. За право попасть – годовая битва. Мною опробовано - Алена Мосягина
26. Тим-билдинг.
Совместное преодоление трудностей, «выпускание пара», близкий контакт, гордость за компанию, способность почувствовать себя в команде. Опробовано многими нашими клиентами. Заказывайте! www.strategius.ru 
27. Смена звания на лучшее: не менеджер, а «ведущий менеджер», не сотрудник отдела, а «эксклюзивный специалист по корпоративным клиентам», не «тренер групповых программ», а «super star»  и т.д. Мною опробовано - Алена Мосягина
28. ПОДАРОК в семью. Вовлечение семьи: мероприятия для детей (елка), подарки для детей, конкурсы детского рисунка и семейной фотографии и т.д. Подарок для ребенка или МАМЫ или возможность приобрести его с огромным дисконтом (50%). К примеру, ТОЛЬКО для мам сотрудников. Результат – забота о самом близком человеке, Мною опробовано - Алена Мосягина
29. Стена почета. Известный способ, особенно хорош в клиенто-ориентированном бизнесе, в местах, где стену почета могут увидеть клиенты. Доска почета с фотографией и описанием заслуг, страница на сайте, место в корпоративном издании и т.д. Многократно опробовано.
30. Персонификация. У сотрудников есть бейджи, карточки на столах и выложены фотографии на сайте компании. Клиентам легче общаться, когда видишь лицо и знаешь имя человека, а сотрудникам нравится любоваться своей удачной фотографией.
31. Продажа «списанного» оборудования по льготным ценам

2015-04-20
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?