Навыки общения. Обратная связь.

Этот материал пригодится всем, кто хочет стать лучше себя нынешнего, тем, кто хочет приобрести новые практические навыки общения и тем, кто себя ищет. И всем всем это нужно.
Фраза известная, особенно на всяких сайтах, в быту встречается реже. Но это не значит, что обратная связь встречается редко в быту. Это такая форма общения, которая подразумевает ответную реакцию на поведение партнера. В принципе любая реакция на поведение - это обратная связь, только неявная. Если я злюсь на слова своего оппонента, тем самым я даю ему обратную связь. Но поймет ли он ее?
Обратная связь нужна для того, чтобы корректировать друг друга и общаться эффективнее. Например, если я скажу человеку, что он громко разговаривает и не мог бы он делать это потише? То тем самым я во-первых сделаю лучше себе, избежав злости и головной боли, во-вторых я помог человеку чуточку лучше понять себя в этой ситуации. Конечно, человек может и обидеться, но мы сейчас говорим о том, как обратная связь нам помогает. Получая и отдавая обратную связь, вы делаете лучше себя и помогаете становиться лучше другим. 
Чтобы каждому из вас ближе прочувствовать, как такая форма общения благоприятно влияет на жизнь, давайте вообразим, что каждый нас попал в недалекое будущее. Для кого-то это год, а для кого-то три. Взгляните внутрь себя, как изменились ваши ощущения? Посмотрите, в чем вы одеты в будущем, кто вас окружает. Что вы слышите? А теперь представьте, что вы все это время даете обратную связь людям, они дают ее вам. Что хорошего, полезного дает ваш новый навык? Или может есть что-то, чего вы бы не хотели терять, давая обратную связь?…
Всегда приятно побывать где-то в новом месте, посмотреть, какие мы будем..но давайте вернемся в настоящее и подумаем, до этого момента, до прочтения этого материала, что могло мешать научиться самим давать обратную связь? Пускай все причины останутся при себе, но если вы хотите написать о них, сделайте это.
И так, теперь у нас есть возможность поговорить о том, как давать обратную связь. Готовы? Думаю, да, так что поехали.
1. Доверительные отношения. Здесь я имею ввиду раппорт, о чем мы уже миллион раз с вами беседовали. Прежде, чем дать обратную связь, создайте комфортную обстановку между вами и партнером. Врядли человек в нересурсном состоянии будет готов слушать что-либо. 
2. Говорите обо всем в третьем лице. Это поможет не только вам побыть со стороны ситуации, но и вашему собеседнику. Главное, что это поможет снизить негативый эффект, какой мы испытываем при получении критике. «Знаешь, если бы Вася говорил потише, то у Жени перестала бы болеть голова. Спасибо».
3. Обсудите действия партнера безоценочно. Не нужно говорить, что «Вася сделал плохо, говоря громко». Это разорвет доверительные отношения, а нам же нужно, чтобы все было хорошо.
Говорите в прошедшем времени о происходящем.
4. Если вы не знаете, как сделать иначе, не можете показать, то не давайте совет. Если бы мне мешал Вася громким голосом, я бы показал ему своим примером, какая громкость будет достаточна.
5. Сначала расскажите, что ваш партнер сделал хорошо и правильно, потом скажите, что нужно добавить.
Давайте тогда уж сразу закончим с Васей, и посмотрим, как будет сформулирована обратная связь: Я сижу в поликлинике и у меня болит зуб. Кроме меня и Васи никого. Он громко говорит по телефону, это бесит. Что я могу сказать:
Прошу прощения (подстройка по голосу, пришлось повысить свой, иначе он меня может вообще не услышал бы), у вас сильный голос. Но вот если бы мой единственный здесь собеседник говорил бы чуть потише, примерно как я сейчас говорю, то у меня бы перестала болеть голова. Из-за зуба она сейчас особо чувствительна.
Возможно, это выглядит неуклюже, поэтому сначала лучше потренироваться со знакомыми вам людьми. Давайте учиться вместе!


Что интересного на портале?