Нам постоянно снятся сны

 Нам постоянно снятся сны. Кто-то их видит редко, кто-то часто. Они могут различаться по многим критериям: например, по реалистичности сновидения (во сне фигурируют лица, которые знакомы человеку лично; человек, видя сон, ощущает его максимально реально), по его окрашенности (бесцветный/цветной), по степени иллюзорности сюжета (например, человек летает, как птица), по степени переживания чувств во сне (видящий может и не переживать сон, как реальность, но при этом интенсивность эмоций от происходящих событий в сновидении сравнима с теми, что мы испытываем в повседневной жизни). Подобные критерии можно выделять до бесконечности, и им не будет границ. Такое множество критериев различий сновидений объясняется тем, что у каждого человека свой жизненный опыт, свои условия жизни, и прилагать эту информацию, как трафарет к каждому – бессмысленно и нецелесообразно.


Сальвадор Дали «Сон, вызванный полётом пчелы, за секунду до пробуждения». 1944.


 Тем не менее, достаточно часто у многих людей встречаются общие закономерности в их сновидениях. Особенно эти закономерности касаются видимых объектов во сне и их интерпретаций. Рискну предположить, что каждый из нас видел сон, а может быть целую серию таких снов, где главным объектом является дом. Возможно, вы очень хорошо ощущали, как вы в него входите, спускаетесь в подвал или поднимаетесь на чердак. Традиционно в психологическом контексте дом интерпретируется, как символ нашего тела, нашего «рацио», нашей личностной организации. Окна, двери и другие отверстия дома рассматриваются либо как все каналы нашего тела или его метафора (рот, уши, ноздри, гениталии, если речь идет об образе дома), либо как наши каналы связи с внешним миром.

Марк Шагал "Синий дом». 1917.

 Видимых во сне объектов, подобных дому – приличное количество. Это все те объекты, объяснение которых сформировалось и не имеет больших различий при интерпретации снов у разных людей, даже если эти люди принадлежат к разным нациям и культурам. К часто встречающимся объектам можно отнести воду (в различных проявлениях и формах), лес, дерево, полет, обнаженное тело, дорогу, птицу и другие архетипические объекты.

Иоганн Генрих Фюсли "Сон пастуха». 1793.

 Многие думают, что значение объектам, видимым во сне, придумали психоаналитики или психологи, что является не совсем верным. Заслуга психоаналитиков, как и психологов, заключается в том, что они совокупили знания мифов, сказок, притч, анекдотов, различных обрядов и других культурных явлений, подробно изучили их проявления, значения и, что самое главное, их первоначальную отсылку. Эти знания тщательно систематизированы, но их продолжают изучать, пополнять, апробировать и применять в работе с людьми.

 Наверное, именно здесь важно сказать о том, что тема сновидений всегда интересовала человечество. Многие пытались ответить на вопрос, что является их источником, что они пытаются сообщить человеку, и как понять язык сновидений. Уже в древности были созданы многообразные подходы к этой теме, но, к сожалению, они не объясняли, а лишь ещё больше окутывали тайнами и мистицизмом мир сновидений. К середине XVIII века немецкий философ К.А.Шернер показал символические отношения между сновидением и бессознательным. Более того, К.А.Шернер впервые открыл символику сна, внимательно изучив культурные проявления народов, что явилось основополагающим в теории психоанализа. Позднее, основатель психоанализа в современном его понимании, Зигмунд Фрейд, напишет: «Психоанализ только подтвердил открытия Шернера, хотя и основательно видоизменил их». К концу XIX века, в соответствие с научным характером времени, психоанализ предложил другую точку зрения, сказав, что сны – это чаще всего наши вытесненные травматические воспоминания, страхи, чувства, эмоции, конфликты или желания. Во время сна, контролирующее нас сознание, ослабевает, и дает выйти из бессознательного нашим «демонам». Но этих «демонов» непосредственно мы не воспринимаем, так как все они – бесформенные переживания. Именно поэтому наш мозг адаптирует их в ассоциативные образы и действия. Так, поняв первопричину, скрывающуюся за неким образом, мы можем работать с ней напрямую. И это лишь поверхностное описание процесса работы со сновидениями. По сути, сама работа очень долговременная и трудоемкая, требует большой эрудиции от психоаналитика или психолога, а также профессионального мастерства.

 В следующей статье я расскажу вам о символизме воды. Расскажу, какое символическое значение имеет вода в разных культурах. Расскажу особенности ее интерпретации в психологическом контексте. А также вы узнаете, как ежедневные события могут привнести образ воды в ваши сны.

 Автор: Руслан Страмилов — психолог-консультант, магистр психологии СПБГУ, специалист по транзактному анализу и сотрудник компании «ИМАТОН»

Страница ВКонтакте

Карл Павлович Брюллов «Сон бабушки и внучки». 1829.

 

Дополнительная литература:

З.Фрейд Введение в психоанализ. Десятая лекция. Символика сновидения.

З. Фрейд Толкование сновидений.

И.С.Фурцев Психологическое толкование сновидений. Теория и практика. 2017. https://vk.com/i.s.furtsev

Шпорк П. Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удается (пер. с нем., под ред. и с предисловием В.М.Ковальзона).«Бином. Лаборатория знаний», 2010

Жуве М. Похититель снов (пер. с франц. В.М.Ковальзона и В.В.Незговоровой, предисловие и примечания В.М.Ковальзона; серия «Самое время!»). М: «Время», 2008

Жуве М. Замок снов (пер. с франц., предисловие, послесловие и примечания В.М.Ковальзона; серия «Наука для всех»). Фрязино: «Век-2», 2006

Борбели А. Тайна сна (перевод и примечания В.М.Ковальзона). М.: «Знание», 1989

 

Руслан Евгеньевич