«Что такое человек? Наполовину ангел, наполовину зверь» - написал когда-то М. Павич (Пейзаж, нарисованный чаем). «Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески» – уточнил Белинский В. Г. «Человек - это биопсихосоциальное существо», - строго поправили их ученые.
Давайте рассмотрим, что собственно означают эти «био-», «психо-», «социо-» в контексте отношений мужчины и женщины.
Эволюционные программы полового поведения
Что означает «био-»?
Только то, что, будучи зависимы от биологической составляющей, мы, так или иначе, неосознанно живем по эволюционным программам пола (записанным генетически) и в этой части не сильно отличаемся от животных…("Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной" - см.список литературы, использованной при написании статьи). Описание эволюционных программ, которые помогают понять мотивы полового поведения современных мужчин и женщин, взято из статей "Половые стратегии мужчин и женщин", "Эволюция. Пол. Личность" Качалова Ю. , "Эволюционная психология" Палмер Д., Палмер Л.)
Какие главные эволюционные цели человека (и не только человека) любого пола?
Выжить и оставить потомство. В конечном итоге – «сохранить себя в вечности», осуществив передачу «пакета» своих генов по наследству.
Цель у мужчин и женщин – одна, стратегии разные.
Эволюционные программы мужчин.
Если ты настоящий мужчина,
живи так, чтобы каждый
второй ребенок мог
сказать тебе: "Папа!"?
Мужчина не способен в буквальном смысле «породить» новую жизнь, но, количество потенциальных потомков, которые он может после себя оставить, практически безгранично, поэтому (на первый взгляд) достичь эволюционной цели ему проще всего как можно шире распространив свои гены, т.е. ему выгодно не хранить все свои «вклады» в одном банке, размещать свои «сбережения» на разных «счетах»…
Что для этого нужно:
Найти и привлечь сексуальную партнершу (а лучше партнерш).
Как этого добиться?
1. Проявлять поисковую активность, ведь половое взаимодействие не может осуществиться, если две особи противоположного пола не встретятся друг с другом в природе. Значит, самцу нужно найти и привлечь самку (в природе «большую заинтересованность в отношениях» обычно проявляют самцы, однако у нашего вида это далеко не всегда так, и, тем не менее, и у нас, традиционно, в отношениях (особенно сексуальных) большую активность (инициативу) все-таки проявляет мужчина.
2. Уметь демонстрировать свои достоинства (в широком смысле данного слова)).
Допустим, что те или иные достоинства есть у каждого. Главное, грамотная самопрезентация. С помощью каких средств мужчины (и не только мужчины) стараются произвести впечатление? С помощью традиционных стратегий ухаживания: подарки, рестораны, комплименты, посвящение избраннице стихов и т.д. Кто во что горазд.
Почему мы называем их «традиционными стратегиями ухаживания»? Потому что они мало чем отличаются у разных видов. (примеры стратегий "соблазнения" у животных взяты из статьи "Брачные игры и ухаживания животных" и фильма «BBC: Брачные игры в мире животных", 1998).
Мужчины надевают «парадный костюм», когда идут на свидание (а, павлин распускает свой роскошный хвост), девушки, кроме грамотно подобранного наряда, еще и красятся, чтобы выглядеть эффектнее.
Подобным образом окраска многих представителей животного мира, особенно птиц, с наступлением брачного периода тоже становится ярче (речь, заметьте, как правило, все-таки идет о самцах).
Мы поем серенады и говорим друг другу комплименты. Животные с помощью голоса демонстрируют свои чувства и отпугивают соперников (Например, «любовные песни» китов слышны на расстоянии в несколько сотен километров, и иногда они длятся свыше 20 часов. Соловей тоже заливается от рассвета до заката совсем не просто так, а для того, чтобы завоевать даму своего сердца.).
Мы используем духи, а многие животные используют для прельщения противоположного пола феромоны (самцы некоторых ночных мотыльков способны ощутить запах феромонов самки на расстоянии десяти километров).
Мы «случайно» касаемся друг друга, держимся за руки, а слоны переплетают хоботы, аллигаторы стучат друг друга по носу, толкаются и трутся спинкой...
Мужчина, приглашающий даму в ресторан с бессознательным расчетом: «кто девушку ужинает, тот ее и танцует», конечно, не догадывается, что с точностью воспроизводит стратегию самца ктыря (хищной мухи или «мухи-убийцы»). Дело в том, что самка ктыри больше по размеру, поэтому ей не составляет труда съесть самца, следовательно, самцу жизненно необходимо временно ее отвлечь, «занять чем-нибудь». «Умный» самец непосредственно перед спариванием приносит ей в дар насекомое, такое по размеру, которое самка будет есть в течение всего процесса. Пока самка вкушает деликатес, он оплодотворяет ее. Такое поведение сформировалось под давлением опасности для жизни самца. И так поступают не только ктыри, например, северный толкунчик («танцующие мухи») – не мухоядный, но церемония вручения дара у особей этого вида не исчезла. Самцы ткут красивые белые шары, которые зрительно привлекают самку. В эти шары они заворачивают маленьких насекомых и преподносят их самке, которая кроме свадебного пира никогда больше насекомых не ест. У многих других видов животных кавалер добивается благосклонности дамы, кормя ее или делая другие подношения. Например, пингвины в качестве подарков презентуют «своим милым» перья. Самец шимпанзе дарит «своей ненаглядной» самые большие и вкусные кусочки. А вот некоторые самцы пауков, богомолов и скорпионов менее догадливы, и после спаривания становятся обедом самок. Чем не фатальная любовь? И, главное, кто виноват?)
3. В случае необходимости, мужчина должен быть готов конкурировать с соперниками
Традиционных стратегий ухаживания может оказаться недостаточно, если дама «пользуется популярностью». Чаще всего, нужно не просто продемонстрировать избраннице свои достоинства, но и превзойти достоинства другого мужчины, находящегося в ее поле зрения. Таким образом, запускается следующая программа — мужской конкуренции.
У животных спор за самку нередко заканчивается потасовкой. Причем, как между самцами (конкурентами), так и между самцами и самками (очень наглядная «борьба полов»)).
С самцами – понятно, поединки необходимы, чтобы осуществить наилучший выбор защитника семьи для охраны потомства. Как и у людей, самки часто предоставляют преимущество «плохим ребятам» – самым крупным и агрессивным. Например, дикие утки, сначала знакомятся: плывут навстречу друг другу и пьют воду. Молодая утка, присмотревшая себе одного селезня, кричит призывно другому. Когда они оба находятся с ней рядом, утка «натравливает» одного на другого. Побеждает сильнейший).
Да и сами самки часто ведут себя агрессивно, например, при спаривании самки зайцев активно сопротивляются (а ведь сначала самцу надо ее еще догнать).
Обычно к зайчихе пристают сразу несколько зайцев, и все они получают град тумаков («бьет значит любит?»). Чтобы заслужить благосклонность, самцу нужно мужественно перенести все побои. Эти своеобразные «силовые игры» могут длиться довольно долго. Самку получает самый целеустремленный, волевой и настойчивый «партнер», который не махнул лапой и не ушел на поиски более сговорчивой дамы.
Если временно вернуться из экскурсии «В мире животных», то, действие программы соперничества, как и «программы прельщения», можно наблюдать на протяжении всей жизни мужчины. Политика, экономика, спорт, наука и т.д. вращаются вокруг биологических атавизмов. Особенно это заметно, когда мужчины воюют за власть, хвастаются машинами, количеством денег или женщин и т.д.
Однако не у всех животных ухаживания происходят так бурно. Говорят, крабы-мечехвосты соглашаются на встречу лишь на пляжах – в лунные летные ночи (чем не романтическое свидание?). А кое-кто берет упрямством (у многих видов при нежелании самки спариваться самец должен долго демонстрировать «брачный танец», во время которого самка то приближается к нему, то опять отдаляется). Здесь требуется не столько агрессия, сколько терпение. Например, ёж ходит вокруг самки в течение нескольких часов, пока не получит положительный для него ответ. Самец колюшки (семейство рыб) должен продолжать свой зигзагообразный танец пока самка не окажется в гнезде и не начнет метать икру, но и во время этого процесса он должен все время ее подталкивать.
Таким образом, ошибаются те, кто думает, что мы, люди, отличны от животных в своих ритуалах обольщения и в жертвах, на которые идем ради представителей противоположного пола. Как и животные, мы часто из шкуры вон лезем, чтобы произвести впечатление и добиться взаимности…
Но, в нашем мире все гораздо сложнее. Допустим, мужчина успешно овладел стратегиями соблазнения женщин (стал грамотным «пикапером»). И с успехом их использует. Секс для него – не проблема). В большинстве случаев, речь, конечно, идет о случайном сексе (извините, но, мне, когда говорят о «пикапе», всегда вспоминается стратегия поручика Ржевского:
«Молодой гусар спрашивает у поручика Ржевского, как это ему удается пользоваться таким успехом у женщин.
- Очень просто, - отвечает он, - нужно подойти к женщине и сказать: "Мадам, позвольте вам впендюрить!" И все.
- Поручик! Но ведь за такое можно и по морде!
- Можно и по морде. Но обычно впендюриваю»).
На первый взгляд, те мужчины, которые всячески стремятся к сексу (пусть даже случайному) при прочих равных будут оставлять больше потомства, чем сексуально менее активные сородичи, но, кто же им даст (простите, позволит)? Случайный секс не гарантирует достижение эволюционной цели. Бывает, конечно, что мужчина оставляет потомство, «не заплатив» за это ничего (алиментов, как вы понимаете, у наших предков не было); и, во все времена, сама идея того, что в отношениях, как в банке, можно получить максимальный дивиденд при минимальном вкладе, для многих привлекательна, но, чаще всего мужчине, все же, выгоднее напрямую «инвестировать ресурсы» в «вынашивание», «сохранение» и воспитание потомства (а значит, и в партнёршу или партнёрш во время беременности), т.е. «вкладываться» в «серьезные отношения». И даже в этом случае, мужчина не может достоверно знать, его ли это ребёнок (генетических экспертиз, как вы понимаете, у наших предков тоже не было); поэтому необходимо еще уметь ограждать своих партнёрш от «внимания» других мужчин. Вас все еще удивляет мужская ревность и стремление «упаковать» жену в паранджу и, уходя в поход, надеть на нее «пояс целомудрия», а ключ забрать с собой?
Но, допустим, все исполнено, и потомство (подчеркнем, собственное потомство!) произведено. Что дальше? Дальше, оно должно выжить — иначе, зачем все прежние труды?— т.е. оно должно быть обеспечено ресурсами.
4. Защитить «своих» (территорию, семью, род) от внешней угрозы: хищников, голода или соседних племен — последняя эволюционная программа мужчины. Нередко, чтобы «защитить» своих, необходимо напасть на «чужих» и отнять ресурсы у них, т.е. снова должна быть активизирована «программа конкуренции».
"По сути, у мужчин существует две основные стратегии «размножения»:
- краткосрочная и
- долгосрочная.
Угадать заранее, какая из них окажется более перспективной — сложно. Поэтому, в большинстве случаев, для мужчины является оптимальным сочетание этих двух стратегий: с одной стороны, иметь одну или несколько постоянных партнерш и «вкладывать» в них (и, соответственно, в свое потомство) столько ресурсов, сколько представляется возможным; с другой стороны, активно искать и использовать возможности для случайного секса, предпочтительно со здоровыми и молодыми женщинами (поскольку у них больше шансов успешно зачать, выносить и сохранить потомство, в том числе без мужской поддержки)" (Половые стратегии мужчин и женщин). Вас все еще удивляют мужские измены?
Эволюционные программы женщин.
Для мужчины женщина является
биологической реальностью.
Для женщины мужчина является
социальной фантазией.?
(П.Мороз)
Из всех видов (самок?) женщина должна быть наиболее требовательна к выбору сексуального партнера, ведь несмотря на то, что собственно рожает она, тем не менее, женщина способна оставить ограниченное количество детей. 9-месячная беременность, последующее вскармливание и воспитание ребенка и т.п. и т.д. существенно снижают ее шансы передать свои гены по наследству. Очевидно, что в таких условиях женщины просто обязаны:
1. Тщательно заботиться о сохранениии собственной жизни и здоровья (в первую очередь репродуктивного)
Не знаю, как в природе, но, в нашем мире, согласно статистике, женщин, гораздо больше в числе посетителей врачей. Многих мужчин жены буквально загоняют к врачу, ибо те не любят жаловаться и не хотят выглядеть слабыми. И многие лечат все недомогания одним средством – спиртным, которое, давая краткое облегчение, в дальнейшем только усугубляет болезнь.
Женщины сопротивляются болезням упорнее (живут с аналогичной болезнью на 3 года дольше, чем заболевшие мужчины) и т.д. И все это тем более справедливо во время беременности и младенчества ребенка: ведь, пока он беспомощен, он не сможет выжить без матери. И, как правило, женщина это понимает, в ее генах «записана» информация о собственной важность для популяции, потому-то прекрасный пол (в целом) больше заботится о себе. Вас еще удивляет женская осторожность и отсутствие склонности к риску (исключая случаи необходимости защиты ребенка)?
2. Владеть «стратегиями соблазнения», т.е. уметь «влюблять в себя» как можно больше мужчин и поддерживать свою сексуальную привлекательность.
Мы уже упоминали, что у других видов украшением себя обычно занимаются самцы, но представительницы нашего вида не щадят времени и денег на наряды, косметику, прически и прочие средства обольщения (ведь как ни крути, а выбирают партнершу в первую очередь по внешности). Черты внешней женской привлекательности (с точки зрения биологической составляющей) связаны с молодостью и признаками наличия хорошего здоровья, т.е. хорошего репродуктивного потенциала. Вас все еще удивляет стремление женщины к «вечной молодости»? Женщина хочет нравиться, быть желанной. Природа, культура, общество наделило ее обязанностью быть красивой. И, многие девушки умело пользуются своими достоинствами (в первую очередь, сексуальностью), чтобы привлечь как можно большее количество потенциальных партнеров. Чем больше поклонников – тем лучше, ведь тогда есть из кого выбирать. Вас все еще удивляет женское кокетство?
Да, для большинства женщин очень важен психологический аспект отношений (в том числе, сексуальных), наличие эмоциональной связи с партнером, и прыгать из койки в койку она вовсе не собирается, но «когда идешь ловить рыбу – насаживаешь на крючок червяка. Хотя лично ты любишь клубнику со сливками» (Д.Корнеги).
3. Очень критично подходить к выбору полового партнёра (контрацепции-то тоже не было);
Третья эволюционная программа женщины: выбор в отцы и мужья наилучшего из кандидатов.
Думаете, в животном мире как-то иначе? Но, ведь и там самцу еще нужно получить «право на сексуальный контакт». Например, «у морских львов 4% самцов обеспечивают 88% всех спариваний. А что остается на долю остальных 96% самцов, как вы думаете? Правильно — выступать в цирке, делая вид, что это им не больно-то надо. Получается странный парадокс: дефицита самок в популяции нет, но практически все самцы испытывают высшую степень неудовлетворенности из-за количества доступных им самок. И только сильнейшие вполне удовлетворены, если не сказать пресыщены» (Качалова Ю.).
Конечно, сейчас не так уж и нужна физическая сила. Мужчине достаточно иметь ум или деньги (для многих (не всех!) женщин наличие ума автоматически означает умение зарабатывать деньги), чтобы иметь возможность привлекать в случае необходимости силу «заемную».
«Есть два вида силы: врожденная и заемная, - сказал Алверон. – Врожденная сила – это то, чем ты владеешь сам по себе. А заемная – то, что ты получаешь в дар или взаймы от других людей. …Врожденная сила очевидна. Физическая сила. Сила разума. Сила духа. Да, в конце концов, внешняя привлекательность. Все это содержится в человеке. Оно определяет то, какими мы есть. Очерчивает границы, которые нам не дано переступить. Наша личная сила имеет пределы, но лишь до тех пор, пока мы полагаемся лишь на себя самих.…»
(П.Ротфусс «Страхи мудреца»).
В.Вельков в статье «Для чего нужно половое размножение или почему любовь прибавляет ума» выдвигает гипотезу, что сексуальные предпочтения женщин с древнейших времен отдавались умным мужчинам. Вельков иллюстрирует свою гипотезу результатами исследования, проводившегося среди студенток Калифорнийского университета. Оно показало, что когда вероятность зачатия наиболее высока, студенток тянет к интеллектуальным мужчинам, а во все прочие дни — к богатым и влиятельным. Так кого еще может удивлять, что огромное количество женщин стремилось и продолжает стремиться воссоединиться с теми мужчинами, которые в идеале одновременно обладают и выдающимся умом, и завидным богатством? А много ли в нашей популяции таких?
Учитывая, что для женщины выбор партнера задача суперответственная (за ошибку приходится платить дорогой ценой), ей важно не ошибиться.
Именно поэтому женщина более избирательна в сексуальных отношениях, даже, если она не планирует беременность и роды, (а современная контрацепция позволяет контролировать этот процесс) на всякий случай ей в отношениях исключительно важно установить эмоциональный контакт прежде физического, а затем любыми доступными способами убедиться, что чувства мужчины взаимны (в т.ч. и путем проверки прочности чувств, а также требованием длительного периода ухаживания). «Ухаживают» обычно за кем (чем)? За цветами, детьми, больными…т.е. за теми, кто не может этого делать сам. Не важно, что женщина давно способна сама позаботиться о себе (какое это имеет значение, ведь осторожность в этом вопросе – наше биологическое наследие), поэтому - никакого секса на первом свидании – пусть сначала поухаживает, т.е. докажет, что в случае чего, готов и способен обо мне позаботиться. Вот почему: «Женщина хочет, чтобы ей сначала дарили цветы и подарки, водили в рестораны, театры, а потом она, возможно, согласится провести с мужчиной ночь, а мужчина проводит ночь с женщиной, чтобы точно знать хочет ли он вести ее в рестораны и театры, дарить ей цветы и подарки». У некоторых птиц самка, желая узнать, будет ли ее избранник хорошим отцом, прикидывается птенцом и ждет от него не только угощений, но и трогательной заботы. У волков существует обычай, при котором самец в период ухаживаний должен приносить еду самке и всячески заботиться о ней, а самка своим поведением пытается показать, что она беззащитный маленький волчонок, чтобы получить внимание самца. Тем самым волчица как бы сбавляет себе возраст, и становиться хрупкой и беззащитной перед самцом-волком. (Волки, кстати, одни из самых верных животных, поэтому их союз заключается на всю жизнь).
Каждая женщина использует свою меру оценки, но, в большинстве случаев, речь (к огорчению многих (не всех!) мужчин) идет не о «сексуальном тестировании». И, хорошо, если выбор пал на свободного мужчину, но, бывает, выбранный кандидат уже занят (вспомните печальную статистику согласно которой «на 10 девчат приходится 9 ребят», а на самом деле «подходящих» брачных партнеров и того меньше), в противном случае придется попытаться «отбить» его у конкурентки. Вас все еще удивляет «женское коварство» и случаи, когда «лучшая подруга» всеми силами старалась соблазнить вашего парня? И, даже если лучший мужчина — ваш, отнюдь не следует расслабляться: нужно без устали отгонять конкуренток, у них та же программа, им тоже требуется лучший, и они не меньше вас изощрены в тонких психологических маневрах (как тут не быть ревнивой?).
4. Заботиться о потомстве.
Женщине нужно родить и обеспечить выживание потомства.
Обеспечить выживание детей женщине гораздо сложнее без помощи мужчины, чем самкам других видов, подавляющее большинство которых легко обходятся без самца. Детство, в течение которого ребенок взрослеет (т.е. готов и способен сам заботиться о себе) составляет у нашего вида очень большой промежуток времени. В это время ребенок испытывает потребность в опеке и заботе (причем длительное время он абсолютно беспомощен и полностью зависит от матери). В период, когда женщина отдает ему все свои ресурсы, она нуждается со стороны мужчины как минимум в пище и защите. Спина кормящей матери, полностью сосредоточенной на заботе о «дитятке» должна быть кем-то прикрыта и подстрахована. (Конечно, мама может помочь, но ведь не всегда)… Вас все еще удивляет женская «меркантильность» и стремление удержать партнера в отношениях любой ценой?
"–Ты шутишь?
–Нисколько. Женщины никогда не шутят. Не до смеха, если после каждой шутки на свет появляется ребенок" (М.Павич. Ящик для письменных принадлежностей).
Конечно, «Природой брак не предусмотрен» (Наполеон Бонапарт), но, в силу исключительной тяжести воспитания потомства в одиночку, для женщины критически важно наличие рядом мужчины (мужчин), готовых инвестировать в них и в их потомство ресурсы. В отсутствие алиментов и даже просто денег вообще единственным связывающим мужчину и женщину звеном является эмоциональная привязанность (кстати, эмоциональная привязанность свойственна не только людям, но и многим другим животным, подробнее см. Лоренца). А ведь мы помним, что для большинства мужчин, чем больше новых женщин, тем лучше. Что до детей, то они, в среднем, привязаны к потомству слабее, чем женщины. Короче, высока вероятность, что мужчина попытается «слинять»… Отсюда все женские ухищрения, чтобы удержать мужчину при себе.
А можно ли удержать его и чем? Можно попробовать. Некоторые женщины эксплуатируют традиционный способ («путь к сердцу мужчины лежит через желудок»), т.е. стараются «привязать» его уютом домашнего очага, побуждая вкладывать в этот очаг как можно больше сил и т.д. Другие ищут иные пути, например, стремятся возбуждать его ревность, кокетничая с другими мужчинами, делают «ставку» на то, чтобы поддерживать его сексуальную привязанность к себе и т.д. Я против манипуляций, и, искренне согласна с Плутархом: «Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою или приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными», но, никого (практически никого) давно не осуждаю…
Итак, «женщинам более выгодна стратегия долговременных половых связей (длящихся хотя бы 3-4 года). Наличие партнера, который будет обеспечивать, помогать и защищать, повышает шансы выживания потомства.
Однако женщины (как и мужчины) используют стратегию как кратковременных, так и долговременных половых связей; хотя причины у них другие.
«Кратковременные связи для женщины являются чем-то вроде «пройтись по магазинам». Они позволяют оценить несколько потенциальных партнеров-мужчин, чтобы более точно определить, какие качества наиболее важны для нее в долговременных связях. Более того, в этих случаях у нее есть возможность отточить свое искусство поиска и удержания долговременного партнера.
Другой причиной стратегии кратковременных половых связей для женщины может стать возможность быстрого получения ресурсов (денег и других благ) в обмен на интимную связь» (Палмер Д., Палмер Л.). Женщина может пренебречь до известной степени качествами половых партнеров и какими-либо романтическими чувствами, сосредоточившись на получении ресурсов и вложении их в собственное потомство. Эта модель поведения фактически есть проституция.
Кратковременная связь может стать и первым этапом в процессе смены партнера или являться своего рода запасным вариантом на случай ухода или смерти долговременного партнера.
"Традиционно" "одна из причин кратковременных связей - улучшение генетического качества потомства (груз ответственности за генетическое разнообразие популяции лежит в первую очередь на женщине, что в условиях небольших закрытых сообществ, где все друг другу родственники, заставляет искать секса со «случайными прохожими» и просто низкоранговыми мужчинами).При интимной близости с кем-то, кроме своего долговременного партнера, у женщины выше шанс родить детей с более хорошей генетикой.
Существует еще одна женская стратегия, которая в определённых ситуациях может быть разумной. Хотя присутствие любящего и щедрого мужчины критически важно, но в силу невозможности определения отцовства есть определённый смысл обманывать мужчину, заставляя его растить чужих детей; иногда, мужчина является хорошим кандидатом на роль мужа, но не «биологического» отца. Этот факт, с одной стороны, стимулирует склонность к адюльтеру у женщин, а, с другой стороны, — ужесточение контроля (ревность) со стороны мужчин. Причем, заметим, ревность и подозрительность мужчины никак не коррелируют с его собственной супружеской верностью — мужчине эволюционно выгодно одновременно быть ревнивым и изменять жене направо и налево! (« Половые стратегии мужчин и женщин»).
Вывод:
«Пользуясь только аппаратом эволюционной психологии мы проанализировали стратегии поведения мужчин и женщин, которые должны были быть оптимальными пару десятков тысяч лет назад. Как мы видим, заложенные когда-то давно программы продолжают действовать на нас самым непосредственным образом, несмотря на то, что контекст и смысл их существования уже давно изменились до неузнаваемости. Действительно, в современном мире сформировавшиеся десятки тысяч лет назад многие стратегии попросту неэффективны, а то и напрямую вредны. Однако, гены про это не знают :) и продолжают вызывать в «нужные» моменты выделение «нужных» гормонов» ("Половые стратегии мужчин и женщин").
Так что отношения мужчины и женщины – это одна сплошная биология? По-другому никак? Никакой настоящей (высокодуховной) любви не существует? «Одни созданы для того, чтобы любить, другие — для того, чтобы жить»? (КАМЮ Альбер). Ну, если вы не видите разницы между человеком и животным, то да. «Тот, кто добровольно опускается до уровня животного, избавляет себя от боли быть человеком» (доктор С.Джонсон). Да и то, некоторых представителей животного мира, не хотелось бы оскорблять сравнением с отдельными людьми, ведь и у животных все далеко не так однозначно (та же «лебединая верность», например). Мы зависимы от биологической составляющей, но, мы не сводимы к ней.
То, что человек наполовину существо биологическое, наполовину духовное – признавали уже древние. Как и то, что животное начало (прежде всего, у мужчины) нуждается в контроле, что нашло свое отражение в обрядах инициации. «…Обрядовая смерть означает одновременно конец «естественного», не культурного человека и его переход к новому способу существования: рождение для жизни духовной, а не только «сиюминутной». Иначе говоря, настоящий человек - человек духовный - не является результатом естественного процесса. Посвящение… открывает дорогу к транс-человеческому миру, или, как мы говорим, миру трансцендентному» (М.Илиаде).
Обрядами перехода – занимались наиболее «продвинутые» представители социума (шаманы, наставники).
Балушок В.Г. в своей статье «Инициации древних славян» сообщает, что у древних славян существовал обычай изгнания юношей определенного возраста из деревенской общины, который сопровождался ритуалом их посвящения в «волка».
На общей сходке на молодых людей надевали волчьи шкуры и устраивали ритуальное «изгнание волков» за территорию общины. По Балушоку, «само превращение юноши в оборотня зачастую происходит путем набрасывания на него волчьей шкуры. Нередко указывается, что при этом человека опоясывали особым поясом, на котором завязывали магические узлы. Как известно, для первобытных людей характерны представления о том, что человек, надевающий шкуру животного, сам превращается в него. Магическое значение пояса как замка, оберега, символа мужской силы и власти, а также узлов, завязываемых во время колдовских обрядов, общеизвестно… Но на этом инициация не заканчивалась… Они должны были некоторое время жить вдали от поселений «волчьей жизнью»… Члены таких молодежных союзов совершали своего рода ритуальные набеги на деревни и дворы отдельных хозяев, балансировавшие подчас на грани настоящего разбоя. В ходе таких «проказ» и «развлечений» парни воровали продукты и животных для общих «складок», разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки…». Юноши определенное время жили в лесах, добывая себе пищу охотой и набегами, иногда даже «умыкали» юных селянок, которые позже становились их женами. (Очень похоже на тот период, который молодому мужчине готов предоставить и современный социум, чтобы он мог «перебеситься»).
«Эта «волчья жизнь» совершала настоящий переворот в сознании юноши. Он учился управлять своей природной агрессией и осознанно использовать ее для решения жизненных задач как своей мужской группы, так и собственных. По истечении срока юноши возвращались в общину, где их встречали другим ритуалом: с них публично снимали волчьи шкуры, «избивая» палками и «изгоняя» из них «волчью суть», после чего на них надевали белые рубахи. Это означало, что теперь юноши становятся полноправными мужчинами, которым позволено жениться и обустраивать собственное жилище.
Момент изгнания «волчьей сути» - один из важнейших духовных пиков мужской инициации. С того момента, когда «волчья суть» - необузданная, дикая и неуправляемая природная мужская агрессия – изгоняется, молодой мужчина теряет право на ее бесконтрольное проявление. Он становится мужчиной, тем, кто берет ответственность за себя, свои действия, свою жизнь и - жизнь собственной семьи, которую он отныне получает право создавать и защищать наравне со взрослыми мужчинами общины. То есть, природная агрессия мужчины получает по окончании инициации позитивный вектор, направленный на созидание - продолжение рода, творение, а не разрушение жизни».
Здесь мы уже переходим к приставке «социо-». Человек, возможно, не ангел, но, уж точно если и зверь (животное), то, животное социальное…
На самом деле, человек не может быть раздвоен на тело и дух, он не матрешка из двух половинок. Да, все телесное, биологическое в человеке не очень отличается от животных, но, но "сплавлено" с психологией, и этот сплав - одна из главных основ человеческой природы, одно из центральных отличий человека от животного.
Но, об этом (и многом другом) в продолжении статьи: «Мужчина и женщина: ревизия отношений или Эволюция и революция». Ч.3. Революция.
Список основной литературы, использованной при написании статьи:
1. Лоренц К. Агрессия, М: «ПРОГРЕСС», «УНИВЕРС», 1994.
2. Акимушкин И. Проблемы этологии, М: «Молодая Гвардия», 1985
3. Фабри К. Основы зоопсихологии, М.: Умк «Психология», 2001.
4. Годфруа Ж. Что такое психология том 1, М.: Мир, 1999г.
5. Балушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции, воспр. по: Этнографическое обозрение, 1993. № 4).
6. Половые стратегии мужчин и женщин (по материалам «Sexually Explicit Media, Gender Differences, and Evolutionary Theory» Нила Маламута , текст размещен ethology.ru/library/?id=402).
7. Качалова Ю. Эволюция. Пол. Личность. (статья размещена на сайте Институт развития личности, www.ipd.ru).
8. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология (сайт Синтон тренинг-центр www.syntone-spb.ru/library/books/?item).
9. Брачные игры и ухаживания животных (по материалам, размещенным на сайте animal.ru)