Можно ли воспитать ребёнка без травм.

В современной психологии проводится огромное количество исследований по поводу влияния  психотравмирующих событий  на психическое развитие личности.  Грамотные и продвинутые родители прилагают определённые усилия с самого рождения своих детей, для того что бы вырастить успешного и естественно здорового во всех отношениях ребёнка. В тех случаях , когда наши мамы и бабушки даже не задумывались, «нанести ли психотравму»  современный родитель собирает волю в кулак и краснея лицом начинает ограждать своё чадо от стресса. Без перегибов, как обычно не обходится. На этом месте с юмором закончено и я постараюсь рассмотреть эту проблему более детально.

Можно ли вырастить ребёнка без травм и таким образом, воспитать  здоровую личность у которой не будет риска возникновения невротических состояний?

Теоретически, конечно, возможно вообразить себе искусственно созданную среду в которой будут созданы  максимально щадящие условия исключающие психотравмирующее воздействие на ребёнка.  Но очень сложно представить, как потом из этого волшебного мира человек будет интегрироваться в общество. И в каком возрасте он будет уже готов взаимодействовать с миром где его от стрессов никто не ограждает.  Дело в том, что  формирование неврозов и психологическое здоровье  в будущем зависит не только от наличия  травмирующих и стрессовых ситуаций в детстве. Безусловно, чем большему количеству травмирующих ситуаций ребёнок подвергался в детстве, тем выше у него риск формирования невротических состояний. Но риски возникновения неврозов зависят и от ряда других факторов. Часть из них обусловлены генетически и практически  не подвергаются изменениям в течении жизни. Сюда относятся темперамент, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, которые наследуются нами от родственников. Согласитесь, что существуют люди по природе своей более чувствительные к стрессу.  Не стоит сбрасывать со счетов и отдельные, генетически заданные черты характера. На предрасположенность к невротическим состояниям будет влиять и общее физическое, соматическое здоровье. По определению, невротическое состояние возникает в результате воздействия некого стрессора, поэтому ни один человек на Земле , в принципе не может быть вне зоны риска заболеть, потому что все мы периодически испытываем стресс. Но то, что для одного человека является стрессовым фактором, другой переживает вполне спокойно.  Для одного подростка развод родителей становится трагедией, а другому  может стать гораздо легче и интереснее жить.  Один из главных вопросов состоит в  том,  какой силы и длительности должно быть воздействие психотравмирующих стрессовых факторов для каждого отдельного человека, что бы возникло стойкое расстройство адаптации.

  Стрессоры выполняют и  полезные функции. При достаточной поддержке взрослых стресс не только проходит без негативных последствий для психики ребёнка, но и  способствует формированию навыков преодоления этих самых ситуаций. Появление здоровых поведенческих стратегий, направленных на выход из кризиса , приводят к хорошей стрессоустойчивости в будущем. Конечно, в идеале  сам родитель не должен быть источником психотравмирующих событий на столько, на сколько это вообще возможно. Его задача обеспечить ребёнку чувство безопасности и защищённости не переходя при этом в состояние гиперопеки.

 Не стоит придавать большое значение самим фактам психотравм , считать что если они они были в детстве, то это априори приведёт к психической неустойчивости  и  повышенной уязвимости во взрослой жизни. Вырасти психически здоровым можно и при наличии стресса, если значимые взрослые будут оказывать ребёнку психологическую поддержку. Формирование доверительных отношений с собственным ребёнком, тактичная заинтересованность и эмоциональное участие  в его жизни скорее помогут  снизить риск  адаптационных расстройств.  Благодаря этому воздействие психотравмирующих событий может быть успешно компенсировано опытом совладания со стрессом которое, как раз и пригодится человеку в будущем. Вопросы воспитания психически здоровой личности заключаются не в том что бы полностью оградить ребёнка от стресса, а в том, что бы оказать ему максимально возможную поддержку и помочь справиться с кризисом сохранив ощущение безопасности и собственной компетенции перед лицом разнообразных жизненных ситуаций.