Может ли подросток изменить отношения родителей?

На примере фильма "Назад в будущее"

История о трансформации отношений с родителями в юношеском возрасте.

Главный герой Марти – юноша старшеклассник на пороге выпускного вечера. У него есть мечта – стать рок-музыкантом, у него есть любимая девушка, все вроде хорошо, но вот его семья погружает его в отчаяние. Его отца все считают неудачником и слабаком, его мать – «прирожденная нянька», которая его слишком опекает, к тому же злоупотребляет алкоголем. Его брат и сестра тоже не слишком удачливы. Он боится, вдруг и в его жизни ничего не получится. Ведь он сын своего отца, значит, обречен быть неудачником? Как найти свой собственный путь?

Марти собирался на пикник со своей девушкой, но машина, которую обещал ему дать отец, разбита начальником отца. Марти очень расстроен, но ничего не может поделать и ложится спать. И тут его будит таинственный ночной звонок от друга Марти – «сумасшедшего ученого» Дока. Начиная с этого момента можно рассматривать действие фильма как путешествие Марти в мир своей души (сновидение). И вот уже Марти едет на скейте по пустынной ночной улице, его взгляду предстает другой чудесный автомобиль – это машина времени. На ней Марти отправится на 30 лет назад, в то время, когда его родителям было по 17 лет, как и ему, чтобы попытаться понять их.

Итак, Марти в прошлом. Он знакомится со своими будущими отцом и матерью.

Встреча Марти и его будущей матери (Лорейн) представляет собой инсценировку встречи матери с отцом. То есть Марти оказывается на месте своего отца рядом с матерью! Его мать – вовсе не такая пай-девочка, какой она любит себя представлять в настоящем, выдвигая требования приличия для подружек Марти. Она интересуется мальчиками, ведет себя несколько даже навязчиво. В ее поведении Марти видятся эротизм и сексуальные намеки.

Марти проигрывает детскую фантазию о том, что мать любит его больше чем отца, отец – это соперник. Инфантильные желания и побуждения 3-5 летнего ребенка, которые долгое время оставались на задворках сознания в школьном возрасте, в подростковом возрасте возвращаются вновь. Но теперь они наполнены иным смыслом. Теперь табу на инцест очевидно и прочно заняло свое место в личностной структуре. И любовные устремления, направленные на мать, теперь не приносят удовольствия, а наполняют ужасом. Любить мать так опасно в этом возрасте, когда повзрослевшее тело не оставляет чувства в состоянии невинности. Пробудившаяся сексуальность вынуждает подростка бежать прочь от любимых родителей, бежать по направлению к своим сверстникам, более безопасным объектам для любовных устремлений. Принимать любовь матери также становится двусмысленным для подростка. Ее нежность и интерес он может воспринять как навязчивость и эротизм.

Юный отец Марти – неудачник, который терпит унижения от крепкого и наглого парня Бифа (будущего начальника ). Он не вызывает уважения, но вызывает симпатию у Марти. Когда отец не является сильной фигурой в семейной диспозиции, подростку еще сложнее справиться со всеми этими метаморфозами любви. Возможно, это мать, разочаровавшись в своем муже, накладывает на сына-подростка излишние полномочия обеспечить ее эмоциональное благополучие?

Что же делает наш герой, Марти, оказавшись между отцом и матерью? Он старается изо всех сил расставить все по местам, навести порядок во взаимоотношениях. Он любит свою девушку, а отец и мать – должны быть друг с другом, как влюбленная пара! Но отец слишком поглощен своими неудачами, а мать слишком нагружает своими мечтами Марти! Марти оказывается равным своим родителям, подростком среди подростков в своей семье. Он вынужден стать старше и мудрее, чем его родители. В фантастическом сне о прошлом Марти проявит чудеса изобретательности, чтобы свести мать и отца в своей душе снова вместе, как они были до этого в его восприятии.

Марти приходится стать храбрым, находчивым, остроумным, коммуникабельным, сильным, короче, настоящим мужчиной для того, чтобы научить своего отца быть таким, каким он должен был быть. Марти подает пример своему отцу. Он вдохновляет его на отношения с Лорейн, чтобы самому тогда занять свое собственное место в этой семье. Это место ребенка, который вырос и хочет иметь свою собственную жизнь и свои отношения с миром и людьми. Но для этого нужно, чтобы его родители не останавливались в своем развитии на стадии подростков, а развивались к более зрелому состоянию. Тогда Марти сможет заняться своими делами, а не бесконечным урегулированием проблем своих родителей.

Итак, хэппи энд любой семейной истории – когда детям позволено будет вырасти в психологическом смысле этого слова, поскольку то же самое смогли совершить в свое время их родители.

Панкова Т.В. психоанализ в Москве

Другие статьи о психотерапии и кино




Что интересного на портале?