Веселое бултыхание и увлекательные игры - большинство детей готовы принимать ванну бесконечно. Вам же остается только ждать когда малыш наиграется и позволит помыть себя. Возможно, пришла пора объяснить своему чаду, что во время купания он может не только всласть поплескаться, но и научиться мыться самостоятельно. Разумеется, с вашей помощью и под присмотром.
Кукла вымыта, кукольная посуда блестит, мыльный суп уже готов, а утиное семейство отправилось в очередное кругосветное путешествие ... ваш малыш мог бы стать автором книги "Сто идей для купания". Но как только вы пытаетесь помыть его, он как кусочек мыла буквально выскальзывает из ваших рук. Его Бетмен только что нырнул за своим заклятым врагом, а тут вы с мочалкой. Или же он позволит намылить себя, не выпуская из рук игрушки и поспешно доборматывая за них реплики. И даже если он торжественно заявит "Я сам!", продолжая самозабвенно играть, мытье наверняка затянется. К трем годам у большинства малышей формируются основные навыки самообслуживания, а главное, это возраст самостоятельности и инициативы. Поэтому самое время передать ему полномочия, мочалку и мыло, при условии, конечно, что вы будете рядом. Перед купанием скажите малышу о том, что он некоторое время поиграет, а потом будет мыться сам. Комментируйте его действия: не забыл ли он потереть мочалкой животик или коленки, ведь они могут обидеться из-за его невнимания. И конечно, ничего страшного если он что-нибудь пропустит, ведь сейчас важно дать ему проявить самостоятельность. Это еще один вклад в освоение своего тела, и осознание того, что оно принадлежит только ему.
Если вы сомневаетесь в том, сможет ли малыш "как следует" помыться, вспомните о том сколько раз он старательно мыл свою куклу, манипулировал с разными предметами, наливал и переливал воду в разные емкости. К трем годам он успел приобрести большой опыт. Осталось только постепенно научиться точности движений: не дать мылу проскочить между пальцев, не опускать в воду мочалку, чтобы намылить коленки. Если вы хотели съэкономить на средствах для мытья, придется это отложить. Или перейти с жидкого мыла, на обычное. Конечно, выдавливать из флакона пенящуюся жидкость необыкновенно увлекательно, но и погоня за ускользающим из ручек мылом может вызвать бурный восторг.
Дети трех- четырех лет осваивая новый вид деятельности с гордостью демонстрируют свои умения. Но вместе с тем, они боятся что сделают что-нибудь неправильно, и стыдятся своих неудач. Когда у малыша что-то не получается, например, не слушается дозатор флакона с жидким мылом, и на него начинают сыпаться советы и предостережения, он может расстроиться и отказаться продолжать мытье. Поэтому, видя, что ребенок испытывает какие-то затруднения, постарайтесь не бросаться немедленно на помощь. Дайте ему время справиться самому. Малыш знает что вы рядом, и даст понять, что ему нужна помощь тем или иным образом. Ребенок которому все время помогают, утрачивает желание быть умелым и самостоятельным и уже не пытается проявлять инициативу. Если неудача его разозлила, успокойте его и покажите, как надо. Скажите ему, что в следующий раз у него получится гораздо лучше.
Конечно, соотношение времени затраченного на мытье и его конечного результата далеко от оптимального. Ведь малыш может долго тереть себе легкодоступные для его ручек части тела, и при этом оставлять немытыми спинку и попку. Но и здесь можно найти правильное решение, заранее договорившись, что сначала он даст потереть себе мочалкой труднодоступные места, а дальше уже будет мыться сам. После мытья позвольте ребенку самому вытереться и надеть банный халат, и предложите сделать ему тюрбан из полотенца, как большому. Если же вам хочется съэкономить время, необходимое для других дел, подгадайте так, чтобы его любимый мультфильм начинался сразу после выхода из ванной. Обычно, в таком случае дети не заставляют себя ждать.
На самом деле, не так важно, удастся ли малышу всюду потереть себя банной рукавицей. Принимая во внимание сколько времени он барахтается в воде и сколько мыла туда напускает, он наверняка будет достаточно чистым. Позвольте ребенку делать все так как он считает нужным, дайте ему понять, что он хозяин своего тела, и только он вправе решать хочет ли он, чтобы его касался кто-то другой, даже во время мытья. Его желание мыться самостоятельно один из внешних факторов важной внутренней работы, связанной с осознанием своей целостности и индивидуальности.
Помимо мытья, к трем-четырем годам дети могут освоить и другие навыки ухода за своим телом. Чтобы они стали привычными и не требовали напоминаний вам придется приложить не мало усилий и запастись терпением.
Малыш может самостоятельно чистить зубы, пусть для начала не слишком тщательно. Впрочем, если вы регулярно будете умываться вместе с ним, показывая пример и объясняя как это правильно делать, он довольно быстро освоит столь необходимое умение.
Мыть руки перед едой и после туалета: объясните ребенку как это важно, иначе ему трудно будет привыкнуть к необходимости так часто возиться с водой и мылом. Конечно, сначала придется каждый раз напоминать ему об этом, но через какое-то время он будет делать это автоматически.
Вытирать попку туалетной бумагой и спускать за собой воду. Усвоение этих навыков тоже потребует неоднократных напоминаний и разъяснений.
Также, он наверняка справится с тем, чтобы одеваться и раздеваться без посторонней помощи, если только на одежде не слишком много пуговиц и кнопок. И почему бы самому не убрать в шкаф свои вещи и не положить грязную одежду в предназначенный для нее ящик?
Стоит ли купать детей вместе?
Подобный вопрос возникает во многих семьях, где есть маленькие дети. Конечно, родителям значительно удобней купать детей вместе, это экономит время и усилия. К тому же купать одного и одновременно присматривать за другим не всегда возможно. И разумеется, дети получают огромное удовольствие дружно бултыхаясь в ванной. Но, тем не менее, есть вещи которые не стоит игнорировать. После трех лет дети вступают в так называемую эдипову фазу развития. В этот период они активно интересуются устройством как своего тела, так и других людей. Как правило, первыми объектами пробуждающейся детской сексуальности становятся родители. И совершенно нормально, что братья и сестры могут испытывать друг к другу исследовательский интерес. Но нет нужды инициировать этот интерес, запуская детей в одну ванну и предоставляя их самим себе. Одним из итогов эдипова периода является осознание ребенком запрета на инцест, и это касается не только его чувств и фантазий в отношении родителей, но также братьев и сестер. К тому же ребенок должен получить представление о том, что все что связано с его телом касается только его, и что он имеет право на личное пространство во время мытья или других процедур.