Мода

Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

Кант определял моду как «непостоянный образ жизни». Как массовое увлечение каким-либо явлением мода известна еще с древности; мода в современном понимании появляется в Европе в 14—15 вв.

Изучение моды не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе моды свойственны: релятивизм (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям), иррациональность (мода обращена к эмоциям человека, ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной моды практически не ограничена; мода обращена ко всем сразу и к каждому отдельно).

Мода выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время. К функциям моды можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. Мода выступает как одно из средств социализации: мода как подражание данному образцу «удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое» одинокому человеку (Зиммель).

Еще одной функцией моды является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал моду классовым явлением: мода различных социальных слоев всегда различна.

«Космополитичная» функция современной моды заключается в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции моды, связанной с ее динамизмом: мода опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная мода имеет две существенные особенности: мода 19—20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная мода — это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной моде резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7—10 лет).

По вопросу специфики механизмов распространения моды большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон), стремление к собственному величию (Фрейд), «желание быть значительным» (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что мода выступает как оценивающая и предписывающая сила. Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия моды: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п.


​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​


Что интересного на портале?