Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания




В настоящее время во всем мире понимают значительность ущерба для экономики стран и организаций, который приносит синдром профессионального выгорания у работников.

Это и снижение эффективности в работе,
и пропуски работы по больничному листу,
и увеличение расходов на медицинское обслуживание.

Поэтому вопросам профилактики и коррекции профессионального выгорания в развитых странах уделяют значительное внимание. В этом направлении проводятся исследования, разрабатываются новые методы и вносятся различные поправки в трудовое законодательство, призванные решать эту проблему.

Различные фирмы гиганты устанавливают внутренним регламентом правила и нормы, должные обеспечить недопущение этого синдрома. 

Так, например, в некоторых европейских странах в больших фирмах существуют разгрузочные комнаты, где работники могли бы отдохнуть и восстановиться, также за счет фирмы сотрудники могут посещать психолога.

В call-центрах Америки в рамках эксперимента разрешали не сидеть на одном месте во время разговора, а давали возможность передвигаться по офису, перекидывать различные предметы и смотреть телевизор с выключенным звуком. Наблюдение за таким режимом работы позволило отметить повышение эффективности работы, которое проявлялось в уменьшении количества жалоб,а при опросах клиентов большей удовлетворенностью работой центров. А также меньшим уставанием сотрудников в процессе трудовой деятельности, что, конечно же, являлось взаимозависимыми факторами.

Известная всем компания Гугл, находящаяся в авангарде передовых технологий, с особым вниманием относится к творческому потенциалу своих работников. Здесь прекрасно понимают, что синдром эмоционального выгорания в первую очередь сказывается именно в этой сфере деятельности работников корпорации, и поэтому уделяют особое внимании по предотвращению данного явления у себя в организации. Они являются лидерами не только в IT технологиях, но и в организации трудовой деятельности. Компания Гугл проявляет максимальную заботу о сотрудниках,с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. Осознавая, что люди разные и имеют разные потребности, они готовы предоставить им наилучшие условия организации труда и отдыха. 

  • В первую очередь компания отказалась от нормированного рабочего дня и обязательного посещения рабочего места, поэтому работники сами могут выбирать, где им удобнее работать и в какое время.
  • При компании созданы детские центры, которые работают с детьми от 3 месяцев. То есть родители могут не переживать о детях и доверить их профессиональным няням.
  • Компания закупила дорогое оборудование для релаксации - кресла-коконы для релаксации и стимулирования творческого процесса, которыми сотрудники фирмы могут воспользоваться в любое для них удобное время.
  • Не менее оригинально компания подходит к проведению отпусков сотрудников, обеспечивая сотрудников реализацией их мечты, желают ли они провести отдых в Гималаях или полетать на аэроплане. Этим подходом они обеспечивают высокую эффективность сотрудников в работе.
  • Лозунг Google звучит так:

    Мы осознаем, что наши сотрудники имеют самые разнообразные потребности, и это обязывает нас суметь оказать им поддержку индивидуальной направленности.

    Хорошо бы руководителям отечественных компаний так же звботиться о своих работниках.

    Интересен подход к профилактике профессионального выгорания в Японии. Японские компании тоже известны своей эффективностью труда и высокими результатами в сфере разработки технологий и высоким качеством в сфере обслуживания. Япония - страна, где преобладает коллективистский тип общества, который подразумевает приоритет цели коллектива над целями личности, смогла далеко продвинуться в направлении согласования потребностей коллектива и личности.

  • Одним из самых ярких примеров можно привести специальные комнаты, где работник мог бы выплеснуть агрессию, накопившуюся в результате плотного и частого взаимодействия в коллективе при жесткой субординации. В таких комнатах разрешается кричать, бить грушу и разбивать посуду.  В нашем городе (в Астане) уже тоже существуют подобные комнаты для снятия напряжения, в которых клиентам разрешается крушить мебель и бить посуду.
  • Также в Японии во многих фирмах для стимулирования творческого процесса поощряется любая креативность. Премии выдаются за изобретения, которые, возможно, никогда не пригодятся, тем самым поощряя людей к инициативе.
  • В японских авиакомпаниях принято раз в неделю собирать всех стюардесс в группу, где бы они свободно могли обсудить свою работу, сложные случаи и сложных клиентов, получить совет, а главное, поддержку в лице своих коллег. Тем самым снимая внутреннее напряжение и агрессию, накопившиеся за это время в результате выполнения ими их профессиональных обязанностей.
  • В некоторых японских компаниях ставят в кабинетах перекладины, на которых можно было бы подтягиваться и разминать спину, а также столы и стулья с возможностью менять высоту, что дает возможность изменять положение тела для уменьшения уставания.
  • На современном этапе развития на постсоветском пространстве также осознаются негативные последствия данного феномена. И, перенимая опыт зарубежных передовых компаний и адаптируя его с учетом культурных особенности стран, в практику стали вводить меры по профилактике и коррекции профессионального выгорания.

    Одним из таких способов можно назвать ставшие модными выездные тимбилдинги или, как их еще называют, тренинги командообразования. Они обеспечивают сотрудников не только качественным досугом и отдыхом от трудовых будней, но и новыми впечатлениями, а также сближают сотрудников коллектива, создавая атмосферу доверия и поддержки.

    Это прямым образом влияет на общую атмосферу в коллективе, что создает условия, способствующие предотвращению профессионального выгорания.



    Мироненко Евгений



    Что интересного на портале?