Межкультурный диалог "Дорога в будущее"

                 

                    Межкультурный диалог «Дорога в будущее»

         Развитие навыков общего и межкультурного этикета

                        у старшеклассников     

(информация о проекте, в рамках которого была разработана эта программа)  

              Подготовить дагестанских старшеклассников – будущих студентов вузов и призывников – к пониманию существующего негативно-настороженного отношения к ним со стороны жителей других регионов страны и сформировать навыки и умение сглаживать возникающее непонимание, не провоцировать, а ассимилировать возможные противоречия и конфликты – это актуальная и очень важная задача, которой на протяжении последнего времени не уделялось должного внимания.

           Толерантность и навыки этикета, умение цивилизованно противостоять возможным манипуляциям, направленным на провоцирование конфликтов, раскрытие миротворческого потенциала способствуют взаимопониманию и диалогу между культурами народов страны.

           Развитие навыков гражданского этикета, понимание межкультурных различий в повседневном общении старшеклассников будут содействовать их цивилизованной адаптации в социуме других регионов страны. Корректное поведение представителей региона поможет формированию положительного имиджа выходцев из нашей республики.

           В связи с распадом СССР и разделением народов на малые этнические группы, стали разрываться братские связи между народами и национальностями, складывавшиеся веками и десятилетиями как дружеские, исторические, культурные, этнические, экономические.

           Разница в темпераменте, обычаях, особенностях поведения представителей разных культур и этносов вместо ресурса к объединению, стала служить поводом к разобщенности, напряженности и возникновению конфликтов. Это не могло не отразиться на отношениях последующих поколений.

           В современное время, зачастую нестабильное и напряженное, особенно важна профилактика конфликтов на межнациональной, межкультурной основе. Самой уязвимой и взрывоопасной, а также легкоуправляемой категорией населения в плане конфликтов является молодежь, которую целенаправленно вовлекают в экстремистские организации, поскольку у молодых людей еще не сформированы устойчивые морально-нравственные ценности.

          Многие выпускники школ города Махачкалы уезжают учиться в вузы других городов России, а также за пределы страны.

          В связи с уже существующим негативным, напряженным отношением к приезжим из нашей республики, усугубляющимся терактами, как в республике, так и за ее пределами, важно помочь будущим абитуриентам, и призывникам адаптироваться в новой среде.

 

                Цель и задачи проекта «Дорога в будущее»:

––   развитие навыков межкультурного диалога и этикета у старшеклассников г. Махачкалы;

––   разработка программы тренинга по развитию навыков межкультурного диалога и этикета;

––   развитие навыков межкультурного диалога и этикета двух групп старшеклассников.

   

          Целевая группа проекта – учащиеся старших классов школ г. Махачкалы.

 

                Задачи тренинга эффективного общения в рамках проекта:

 

––   информировать участников об особенностях общения представителей разных культур, о различных тактиках и стратегиях поведения в сложных, конфликтных ситуациях;

––   создать на занятиях доверительную, безопасную атмосферу;

––   проанализировать причины, способствующие конфликтному поведению

––   познакомить участников в игровой форме с различными моделями поведения;

––   дать возможность участникам тренинга потренировать новые модели поведения;

––   получить обратную связь участников тренинга об эффективности тренинга.

                   В программе тренинговых занятий используются упражнения, направленные на взаимовосприятие и взаимодействие. С их помощью участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя, для знакомства с новыми эффективными способами поведения. Специальные ролевые игры и дискуссии применяются в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, примерить новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.  В программу занятий также включена информация об особенностях общения представителей разных культур, о способах поведения в конфликтных ситуациях и др. Разминочные упражнения помогают создавать на каждом занятии атмосферу включенности, доброжелательности. Основные упражнения, ролевые игры, дискуссии предназначены для развития необходимых участникам навыков общения.

 

            В рамках проекта было проведено по шесть тренинговых занятий с каждой из двух групп старшеклассников.

           Все занятия прошли с большой активностью и заинтересованностью участников.

           Наибольший интерес дети проявили к ролевым играм, дискуссиям, разыгрывая различные ситуации общения и примеряя непривычные роли.    

           В конце каждого занятия проводилась рефлексия, участники говорили о том, что было им самым полезным на занятии, что было сложным. В конце занятия старшеклассники получали раздаточный материал с информацией по теме тренинга.

           На основе проводимых упражнений, ролевых игр и дискуссий были проанализированы причины конфликтов, в которые вовлекаются старшеклассники. Выявлены следующие факторы, провоцирующие конфликтность участников тренинга:

- неумение контролировать свои эмоции,

- желание победить в споре,

- неумение признавать свои ошибки,

- неумение защищать себя, не обидев другого.

           Конфликтность среди участников групп – на среднем уровне и ниже среднего. Агрессивность – в форме настороженности, без активного проявления.

                   Основные результаты проведенного тренинга:

 ––   на занятиях участники были проинформированы об особенностях общения представителей разных культур, о различных тактиках и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, в ситуациях преднамеренного манипулирования;

––   каждый старшеклассник получил раздаточный материал с информацией на эти темы;

––   были выявлены причины конфликтности участников, проанализированы направления работы по их преодолению;

––   состоялось знакомство старшеклассников с различными приемами и стилями поведения в конфликтных ситуациях;

––   реализована возможность отработки непривычных моделей поведения в безопасном тренинговом пространстве, что значительно облегчает применение их в реальных жизненных ситуациях;

––   сами участники тренинга высоко оценили его эффективность.

             По результатам анализа Анкет обратной связи после тренинга

общая оценка тренинга участниками двух групп по пятибалльной шкале – 4,8

оценка участниками практической ценности материала тренинга               – 4,6

                Так старшеклассники описали основной результат тренинга:

 «Я научилась находить общий язык с людьми разного характера, идти на компромисс».

«Я приобрел полезный опыт работы в команде».

«Я научилась гасить конфликты благодаря этому тренингу. Также я научилась находить компромиссы в споре и общий язык с разными людьми».

«Я научилась идти на компромисс, работать с коллективом, уступать другим».

«С помощью тренинга я начала все воспринимать намного проще, улучшила свои навыки понимания других, умения находить компромисс и работать с коллективом».

«Для меня было важным, что улучшилось мое понимание конфликтов, способность выхода их конфликтных ситуаций. Работа с коллективом стала менее затруднительной».

«Улучшились понимание конфликтных ситуаций и способности выходить из них».

«Я научилась лучше общаться с людьми, которых видела впервые, и находить с ними общий язык».

«Узнал для себя много нового и полезного. Немаловажную роль сыграло то, что это было интересно и познавательно. Мы научились находить компромисс в споре».

«Этот тренинг помог мне свободно говорить о своих мыслях. Не бояться критики».

                       Программа тренинга эффективного общения

                            «Межкультурный диалог»

  Структура занятий (стандартная):

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Основная часть (игры и упражнения).

4. Обсуждение (рефлексия).

5. Прощание.

 Продолжительность одного занятия – 2 часа.

                                                                                               

                                         Первое  занятие.

               Информация о проекте (ведущий тренинга рассказывает о самом проекте).

              Информация о том, что такое тренинг (примерный текст прояснения формата предстоящей работы):

 ––   Наши занятия будут проходить в форме тренинга. Тренинг - это форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.

Тренинг дает   возможность получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал"

Во время занятий  в группе вы можете обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

На тренинговых занятий вы можете идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту.

                Знакомство «Снежный ком».

               Инструкция:

––   Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно смотреть ему в глаза.

               Принятие правил поведения в группе.

              Инструкция:

––    Чтобы нам было комфортнее общаться, работать, чтобы тренинг был эффективнее, важно принять правила, которых мы будем придерживаться во время занятий.

Примерные правила:

––     Приходить вовремя

––     Слушать — не перебивать

––     Я-высказывания

––     Не оскорблять и не оценивать

––     Конфиденциальность

––     Все высказывания — в круг

––     Право отказаться говорить или выполнять упражнение.

––     Активность.

 

                 «Взаимные презентации».

               Инструкция:

––   Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Желательно говорить о том, что вы цените в самом себе, что умеете делать лучше всего, чем увлекаетесь и т.д.

       Презентации будут проходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера в течение одной минуты. После этого любой член группы может задать выступающему любой вопрос, на который тот должен отвечать также от лица сидящего. Он может не знать правильного ответа, надо понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Тот, кого презентуют, не может вмешиваться и должен молчать.

       Упражнение завершается обсуждение мыслей и чувств участников.

 

                 Информация о межличностном пространстве.

––   Чтобы общение было продуктивным, необходимо знать о психологической дистанции, межличностном пространстве.

       Расстояние между людьми в процессе общения может быть различным, оно зависит от цели общения, ситуации:

       Интимное расстояние –– до 0,5 м.   Возможно при интимных отношениях, в спорте.

       Межличностное расстояние –– 0,5–1,2 м.          При разговоре друзей с соприкосновением или без соприкосновений друг с другом.

       Социальное расстояние –– 1,2–3,7 м.       При неформальных социальных и деловых отношениях, верхний предел при формальных отношениях.

       Публичное расстояние –– 3,7 м и больше.       

         Физическое расстояние между общающимися людьми определяет психологическую дистанцию между ними. А психологическая дистанция между собеседниками, как известно, сильно влияет на контакт между ними.

          Психологическая дистанция тесно связана с личностным пространством человека. Под личностным пространством понимают не только тело человека, но и пространство вокруг тела. Радиус этого пространства может быть разным. По мнению Алана Пиза, на него влияют географическое расположение и среда обитания. Так, у северных народов радиус личностного пространства больше, чем у южных. У сельских жителей радиус больше, чем у горожан. Но это лишь среднестатистические закономерности. У каждого конкретного человека радиус личностного пространства будет зависеть от семьи. Мы заранее не можем знать, каково личностное пространство нашего собеседника. Может произойти ситуация, когда к человеку А с большим личностным пространством близко подойдет человек Б с маленьким радиусом своего пространства. Тогда человек А сделает бессознательно шаг назад, так как будет испытывать дискомфорт, даже раздражение из-за того, что человек Б вторгся в его личностное пространство. Человек Б снова сделает шаг вперед, поскольку он привык общаться, располагаясь ближе к собеседнику, человек А снова сделает шаг назад. Такой танец можно наблюдать до тех пор, пока контакт не прервется. Человек А уйдет с неприятным впечатлением о человеке Б, как о назойливом, наглом.

         Причина случившегося заключается только в нарушении границы, во вторжении в личностное пространство человека А.

         Чтобы не оказаться на месте человека А или Б, нужно дать возможность собеседнику сесть или стать там, где ему удобно, при этом, возможно, придется испытать неудобства ради сохранения хорошего контакта с собеседником.

         О том, на какой дистанции хочет находиться собеседник, можно понять по тому, как он протягивает руку для рукопожатия. Он может вытянуть ее вперед или согнуть в локте. Дети и старики обычно держаться ближе к собеседнику. Женщины предпочитают более близкое расстояние, нежели мужчины. Уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, чем человек беспокойный, нервный.

          На психологическую дистанцию влияет также социальный статус человека — его положение в обществе. Чем выше статус, тем дальше мы от этого человека становимся. При равных статусах люди располагаются на близком расстоянии друг от друга. На психологическую дистанцию оказывает воздействие и фактор доминантности. Доминировать над собеседником можно по-разному: сев в кресло с высокими ножками, начальник окажется выше своего подчиненного. Можно «захватывать территорию» — сесть на один стул, а свои вещи положить на соседний. Некоторые люди пытаются воспользоваться чужими подлокотниками. Можно вытянуть свои ноги так, что собеседнику придется поджать свои. Люди, садящиеся на самый краешек, показывают собеседнику, что как будто не имеют права сесть на весь стул. Очень важным признаком того, как человек оценивает сам себя, является осанка. Прямая спина свидетельствует о наличии у собеседника чувства собственного достоинства. Несколько согнутая спина показывает склонность к подчинению.

         На психологическую дистанцию влияют и объекты, находящиеся между общающимися людьми. Например, столы, сумки, трибуна увеличивают психологическую дистанцию, собеседники невольно переходят на формальное, ролевое общение. Расположение собеседников в пространстве (в комнате), размещение у стола также оказывают влияние на психологическую дистанцию. Расположение под тупым углом друг к другу рассматривается как наиболее оптимальное для доверительной беседы, психологическая дистанция уменьшается. И, наоборот, большой стол, например, Т-образный у начальника, максимально увеличивает психологическую дистанцию. Здесь оказываются задействованными сразу три фактора: большое физическое расстояние; стол как большой объект между ними, увеличивающий психологическую дистанцию; и разница между статусом начальника и подчиненного.

         Собеседник, которому предложили сесть на противоположной стороне прямоугольного стола, может занять оборонительную позицию и будет склонен возражать вам.

         Зная основные факторы, влияющие на психологическую дистанцию между собеседниками, а значит, и на контакт между ними, можно сознательно их регулировать и ими управлять.

                  «Подойди поближе».    

                 Инструкция:

––   Два участника становятся друг против друга на расстоянии 3-4 метра. Один из них закрывает глаза и говорит партнеру: «Иди ко мне». Второй участник начинает медленно приближаться. Когда первый почувствует, что партнер достаточно близко подошел к нему, он говорит «Стоп». Потом они меняются местами.

Упражнение дает возможность почувствовать, насколько близко мы подпускаем к себе посторонних людей.

                  «Уходя, оглянись».

                 Инструкция:

––   Пара участников становится спиной друг к другу в центре комнаты. По команде ведущего они начинают медленно расходиться. Задача – не договариваясь, оглянуться одновременно. Затем меняется один из участников пары или игру продолжает другая пара.

                    «Рукопожатие вслепую».

                   Инструкция:

––   Один из участников стоит, закрыв глаза и слегка протянув руку вперед для рукопожатия. Все остальные по одному подходят и здороваются с ним за руку, стараясь не делать свое рукопожатие каким-то особенным. Участник, принимающий рукопожатия, должен в соответствии со своими ощущениями разделить всех на три группы: родитель – взрослый – ребенок. Открыв глаза, он обнаружит, как воспринимает себя в группе. Если самая большая группа «родителей», то он, возможно ощущает себя в группе «ребенком», если самая большая группа «детей», то наоборот. Третий вариант свидетельствует о позиции равенства в отношении к другим участникам. Из этой диагностической процедуры не следует делать глобальных обобщений относительно привычной позиции в жизни. Полезно обсудить сильные и слабые стороны каждой из трех позиций.

                   Рефлексия.

Участники занятия по кругу высказываются о прошедшем занятии – что было интересно, что сложно, что понравилось - не понравилось, что нового узнали и т.д.

 

                                         Второе занятие

               Приветствие.

               Инструкция:

––    Предлагаю сегодня поприветствовать друг друга так:

первый участник называет свое имя и показывает какой-либо жест, второй – называет имя предыдущего, повторяет его жест, называет свое имя + жест, третий – имена + жесты двух предыдущих и свои и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и повторить жесты всех членов группы, сидящих перед ним.

                 «Рукопожатие или поклон».

                  Инструкция:

––   Сейчас мы еще раз поздороваемся друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Вот несколько вариантов приветствия:

––    объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

––    легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

––    рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

––    легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

––    легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

––    поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

––    простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

––   мягкое рукопожатие обеими руками касание только кончиками пальцев (Малайзия);

––    потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

         Группа образует круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т. д.

                  «Коллективный счет».

                 Инструкция:

––   По сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т.д. Правило такое: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Договариваться запрещается. Завершить упражнение лучше на удачной попытке.

                 Информация о психологическом контакте.

 ––   Есть общие рекомендации по установлению контакта с собеседником, которые мы сейчас с вами обсудим.

1. Первое впечатление очень важно, впоследствии его трудно изменить. При этом оно может быть неточным, искаженным.

2. Приветствуя какого-либо, желательно смотреть ему в глаза, улыбаться, пожать руку (мужчинам) (невербальный контакт) и произнести слова приветствия, обращаясь по имени  или имени и отчеству.

3. О многом говорит рукопожатие:

если ваша рука сверху, а собеседника снизу, значит, вы доминируете над ним; если наоборот, он склонен доминировать над людьми; если ваши руки на одном уровне, у вас отношения «на равных». Рукопожатие может быть вялым или, наоборот, сильным, что свидетельствует о наличии или отсутствии энергии, интереса к разговору, может быть и проявлением апатичности или активности в характере собеседников.

4. Если собеседник не смотрит в глаза, уводит взгляд в сторону, то он, возможно, что-то скрывает от вас, говорит неискренне, возможно, обманывает или стесняется.

5. Помните, что человеку очень дорого его имя. Узнать заранее и обратиться к собеседнику по имени лучше, чем использовать безличные формы обращения.

6. Улыбка — это проявление вашего дружеского расположения, готовности сотрудничать, принимать другого человека таким, какой он есть. Это своего рода психологический аванс («Я рад Вам»).

7. Ваша неэгоцентрическая позиция может быть выражена вашим сочувствием к проблемам собеседника или даже в содействии — готовности оказать реальную помощь. Просто проявив внимание и интерес к другому человеку, вы уже сделали шаг ему навстречу.

8. Полезно наблюдать за собеседником: за выражением его лица, интонацией, позой, жестами. Не замыкаться на себе, на своих чувствах и целях вам поможет попытка «влезть в чужую шкуру». В результате есть шанс лучше понять собеседника.

9. Разные люди имеют разное мнение, разные точки зрения на одно и то же событие, явление, объект и т. д. У них есть на это право, так же, как и у вас. Уважайте их право и постарайтесь понять, а не спорить, подвергать сомнению, отрицать, критически оценивать. Для этого спросите себя: «Почему он так думает? Почему он мне это предлагает? Что за этим стоит?»

10. Если вы чувствуете себя «не в своей тарелке», или атмосфера стала напряженной, или собеседник не чувствует себя спокойно, используйте для разрядки шутку, может быть, подходящий анекдот или просто теплые слова. Чувство юмора — незаменимое средство в таких ситуациях. Оно помогает посмотреть на вещи с неожиданной, часто позитивной стороны.

11. Похожее объединяет людей, разное — разъединяет. Можно заранее подумать, что же у вас общего с собеседником, что вас может объединить: образование, возраст, хобби, интересы, семейные обстоятельства. Уместно упомянуть об этом в разговоре, это объединит вас.

12. Что бы ни случилось, каким бы ни оказался ваш собеседник, лучше сохранять самообладание, не поддаваться возможным провокациям с целью вывести вас из равновесия. Ваше спокойствие позволит вам сохранить контроль над ситуацией, избежать опрометчивых поступков и неразумных решений.

13.  В том случае, если собеседника переполняют чувства (радости или гнева), дайте ему возможность «выпустить пар», выговориться. Он успокоится, и вы сможете перейти к актуальным вопросам. В противном случае он будет внутренне переживать и делать вид, что слушает, не вникая в тему разговора.

 

                 Упражнение на установление контакта.

                 Инструкция:

––   Пусть кто-нибудь выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека.

        Тренер спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников вступить в контакт.

         Упражнение включает еще два последовательных шага, организация которых аналогична приведенному выше, только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.

         При обсуждении результатов упражнения важно обратить внимание на признаки, которые были главными при установлении готовности к вступлению в контакт. Обсудить следует и сложности, связанные с однозначностью предъявления своего желания (или его отсутствия) вступить в контакт.

                    Игра «Контакт с группой»

                  Инструкция:

––   Три человека выходят в коридор. Оставшиеся разбиваются на три подгруппы. Назначенные или выбранные трое входят, им нужно поговорить с каждой подгруппой. Их цель — установить контакт, стать участником разговора. Каждый, после того как поговорит с тремя подгруппами, должен ответить на вопрос, в какой группе его лучше всего приняли, и там остаться.

Инструкция подгруппам: разговаривать по ситуации.

        После упражнения идет обсуждение: почему хотелось остаться именно в этой подгруппе? Можно спросить членов подгрупп: «Кого из троих хотели бы оставить у себя? Почему?» Задание проводится стоя или сидя, отдельными группками в разных концах комнаты.

 

                    Ролевые игры на вступление в контакт с незнакомым человеком.

                  Инструкция:

––   Мы будем разыгрывать различные ситуации на вступление в контакт с незнакомым человеком. Вам необходимо вступить в контакт с соседом в самолете, в поезде, познакомиться с девушкой и т.д. (разыгрвается по ролям и обсуждается).

                 Приемы психологического айкидо (противостояние манипуляциям).

                «Техника заигранной пластинки»

                Инструкция:

––   В жизни нередко встречаются ситуации преднамеренного или неосознанного манипулирования.  Мы с вами рассмотрим несколько приемов психологического айкидо, помогающих цивилизованно противостоять манипуляциям, провокациям. В ситуациях, когда вас настойчиво обвиняют или требуют чего-либо, можно использовать прием «Заигранная пластинка» (в прошлом веке были популярны проигрыватели с виниловыми пластинками, которые иногда «заедали», звучащая фраза повторялась вновь и вновь).

        В ответ на нападение вы формулируете емкую фразу, содержащую важное сообщение нападающему или манипулятору. Эта фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора. В сущности, она должна даже несколько опережать разговор. Она должна содержать в себе то, к чему собеседники придут на третьем витке разговора. Они могли бы прийти к этому и на первом витке, если бы нападающий не был так взвинчен.

Пример применения техники:

Менеджер А. Ты совершенно напрасно распорядился взять человека из моего отдела для подготовки этой презентации!

 Менеджер Б. Это больше не повторится.

 Менеджер А. Она мне самому нужна была сегодня, ты понимаешь? Ты поставил меня в трудное положение!

 Менеджер Б. Это больше не повторится.

 Менеджер А. И вообще, почему ты считаешь, что можешь через мою голову распоряжаться моими сотрудниками?

Менеджер Б. Это больше не повторится.

         Из приведенного диалога ясно, насколько в этой технике самообороны важна интонация. Как и в пластинке, которую «заело», фраза должна произноситься каждый раз с одной и той же интонацией. В тоне голоса не должно появляться ни «металла», ни «яда». Техника испорченной пластинки использует также известное правило трех С — скажи три раза. Оно известно также как «правило британского старшины».

          Правило британского старшины

1.  Сначала скажите им, что именно вы собираетесь им сказать.

2.  Потом скажите им то, что вы собираетесь им сказать.

3.  Потом скажите им, что именно вы им сказали.

          И тогда вас, может быть, услышат.

 

                 «Техника вежливого отказа».

                 Инструкция:

––   Нам предстоит потренироваться в технике вежливого отказа. Разыгрываются ситуации «настойчивый продавец и покупатель».

       В ответ на предложение о покупке чего-либо потенциальному покупателю необходимо сначала поблагодарить, потом – вежливо отказаться, используя прием испорченной пластинки.

       Группа разбивается на пары, один из которой – представитель компании, торгующей тем или иным товаром, второй – потенциальный покупатель.

       Задачи потенциального покупателя:

––   Не согласиться.

––   Не потерять время.

––   Не нагрубить.

         Затем участники меняются ролями в парах. После упражнения – обсуждение.

                   «Дискуссия со скрытыми ролями»

                  Инструкция:

 

––   Нам  часто в жизни приходится спорить, дискутировать в различных ситуациях. Сейчас у вас будет возможность участвовать в дискуссии в непривычной для вас роли.

        Участникам предлагается объединиться в пары. Один из участников сидит и участвует в дискуссии, второй стоит за ним и держит табличку с надписью. Ни сидящий, ни стоящий участник пары не знают, что написано на табличке, но свободно могут видеть, что написано на чужих табличках. В дискуссии обычно принимают участие 5-6 пар, то есть 10 или 12 участников группы. Остальные становятся наблюдателями.

       Надписи на табличках — это инструкция другим участникам по поводу того, как вести себя по отношению к данному участнику, например:

––   Слушайте меня.

––   Считайтесь со мной как с лидером.

––   Поддерживайте меня.

––   Спорьте со мной.

––   Игнорируйте меня.

––   Делайте как я.

––   Неправильно истолковывайте мои слова.

        Получив надписи, участники дискуссии и их дублеры могут прочитать инструкции, описывающие их реакции на других участников. После этого сидящие начинают обсуждать какую-либо тему, желательно совершенно несущественную, — когда устраивать перерывы в тренинге, где можно было бы всем вместе провести Новый год и т. п. Тема должна быть не настолько значимой и увлекательной, чтобы она могла стать интересней, чем сама игра. Задача участников дискуссии — понять, что написано на их табличках. Задача дублеров аналогична, но они должны сделать это, не участвуя в дискуссии и сохраняя молчание.

        Дискуссия длится обычно не более десяти минут, а затем каждой паре предлагается ответить на вопрос: «Что написано на вашей табличке?»

        Некоторые участники после игры могут испытывать негативные эмоции: ощущение приниженности от слишком снисходительного отношения («Балуйте меня»), обиду («Игнорируйте меня»), растерянность («Неправильно истолковывайте мои слова») и др. Необходимо провести деролизацию: «Я не надпись "Игнорируйте меня", я …» и т. д.

       Это упражнение позволяет осознать свое место в межличностном пространстве и динамику его изменения. Оно помогает активным, сильным людям осознать разрушительные возможности пренебрежения, непонимания, давления, которые они могут проявлять по отношению к другим...

                Рефлексия.

         Участники занятия по кругу высказываются о прошедшем занятии – что было интересно, что сложно, что понравилось - не понравилось, что нового узнали и т.д.

                                            Третье занятие

                  Приветствие.

––   Давайте поздороваемся, называя свои имена и настроение:

первый участник называет свое имя и настроение, второй – называет имя предыдущего, его настроение, называет свое имя + настроение и т.д. по кругу.

                 «Встреча взглядами».

                Инструкция:

––   Все участники встают в круг и опускают головы. По сигналу все поднимают глаза и каждый смотрит на одного из стоящих в кругу, стараясь встретиться с кем-то взглядом. Те пары участников, которые встретились взглядами, могут садиться. Остальные продолжают игру до тех пор, пока все найдут себе пару.

                   «Кто прозрачнее».

                  Инструкция:

––   В основе этого упражнения лежит процедура взаимного оценивания и ранжирования по какому-либо определенному признаку. Есть однозначно оцениваемые черты (умным быть лучше, чем глупым; добрым – похвальнее, чем злым и т.д.) и неоднозначные или безоценочные (доверчивым быть и плохо, и хорошо). Кто-то из вас сейчас будет ранжировать группу по прозрачности: построит группу в ряд, где на одном краю – самый прозрачный, а на противоположном – самый непрозрачный. Что понимает под прозрачностью сам участник объяснять не обязан. Следующий участник может ранжировать группу по одному из следующих признаков: самый пушистый, самый звонкий, самый внезапный, самый горизонтальный и т.д.

         Затем идет обсуждение: легко ли было расставлять группу, как себя чувствовали самые прозрачные и самые непрозрачные и т.д.

                   Психологическое айкидо.

                 «Техника бесконечного уточнения».                           

                  Инструкция:

––   Сегодня мы продолжим изучать приемы самообороны в сложных ситуациях. Техника бесконечного уточнения – одно из упражнений для развития способности к слушанию другого: если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

        Применение этой техники помогает последовательно удерживаться в когнитивном «слое» исследования проблемы. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа,


Что интересного на портале?