Место обретения целостности.

Место обретения целостности.

Но я стремлюсь в Небесный Чертоги,
Где нет страстей, ни смеха, ни обид -
Дождусь Творца и успокоюсь в Боге,
И буду спать, как лишь младенец спит:
Окутан миром, светом, тишиной...
Внизу трава – и небо надо мной.

Джон Клер

(перевод Дмитрий Якубов)

 

Фантазии и мечты - это обычное явление и частый способ бегства от реальности. Но во времена, предшествующие той эпохе, которую мы привычно называем современной, когда духовная жизнь человека базировалась на религиозных притчах и устных сказаниях, отношение к воображаемым мирам было совершенно иным. Видения, грёзы, фантазии и тонкая связь с собственным бессознательным тысячелетиями давали основу для мифологических историй, некоторые из которых со временем стали фундаментом для современных религий. Не имея под рукой современной психологии, наши предки, как и мы сейчас, занимаясь самопознанием, искали ответы на мучающие их вопросы в окружающей их действительности, часто обращаясь к собственному воображению.

Мир Воображаемый(Mundus Imaginalis — лат.) — постюнгианский термин; относится к определенному уровню реальности, расположенному где-то посередине между чувственными впечатлениями тела и развитой когнитивностью (или духовностью); воображаемое пространство может пониматься как местоположение архетипической образности или как взаимодействующее и межсубъект­ное поле образов, благоприятствующее взаимоотношению двух людей, например психологу и его клиенту. Исследование внутренних миров способно помочь человеку обрести понимание своего места в этой жизни.

На пути исследователю внутренних миров встречаются образы, являющиеся воплощением его собственных психических структур, то есть персонажи воображаемого пространства наделены теми или иными психологическими характеристиками самого путешественника. Они могут казаться логичными или непонятными, таинственными или обыкновенными, гениальными или даже безумными, но всегда собой они символизируют вехи на пути познания самого себя. Путешествия во внутреннем пространстве расширяют представление человека о самом себе и об окружающем мире, они позволяют достичь понимания причин своих поступков и поступков окружающих, а также, позволив человеку диалог с образами глубинных психологических структур, не доступных взору нашего сознания, способствуют созданию условий для достижения психологической гармонии.

Любое путешествие начинается с некой отправной точки. Обычно у путешественника есть карта, компас или иные средства ориентации в будущем путешествии. Но что же может послужить той точкой, что способна дать ориентир в воображаемом пространстве? Что способно заложить основу для благополучного путешествия, целью которого является постижение области, до сих пор остающейся столь же таинственной, сколь она была неизвестна многие тысячелетия назад?

Различные психологические методы работы с воображаемым пространством выработали форму в виде стартового мотива, которая способна справиться с задачами отправной точки. Стартовым мотивом, с которого чаще всего начинается путешествие в воображаемом пространстве в наиболее известных методах психологической работы с воображением, таких как Кататимное переживание образов Х. Лёйнера и Направленное фантазирование R. Desoille, является Луг. Каждый их этих методов работы с воображением по своему определяет и символизм данного стартового образа путешествий во внутреннем пространстве человека.

В отличии от прочих направлений, Образ Луга в Направленном архетипическом (алхимическом) воображении рассматривается не столько как безопасное место во внутреннем пространстве личности, с которого наиболее эффективно начинать путешествие в воображаемом пространстве, сколько как архетипический образ Плеромы. Плерома(Pleroma) — термин, введенный гностиками, ис­пользовался Юнгом для обозначения «места» за пределами про­странственно-временных представлений (здесь речь, несомненно, идёт о бессознательном), в котором угасают или раз­решаются все напряжения между противоположностями. В отли­чие от целостности или индивидуации Плерома оказыва­ется изначальной данностью, а не достижением. Вхождение психического (души) человека в Плерому, или восстановление Плеромы как целого осуществляет воссоздание изначального состояния единства, того состояния когда психическое ещё не познало всего драматизма внутриличностного конфликта.

Так как состояние изначальности (до внутриличностного конфликта) любым взрослым человеком давно уже преодолено (здесь достаточно вспомнить о христианском грехопадении или психосексуальную теорию З. Фрейда) Плерома требует восстановления. Поэтому стартовая точка для всех путешествий во внутреннем пространстве в Направленном архетипическом (алхимическом) воображении изначально моделируются психологом.

Моделирование мотива Луга психологом осуществляется с опорой на архетипический принцип кватерности с его четырёхкратной симметричной структурой, указывающую на идею целостности. Речь идёт о четырёх способах психологической ориентации во внутреннем пространстве. Чтобы иметь возможность ориентироваться в своём внутреннем (да и внешнем) пространстве человек опирается на психологические функции, одна из которых утверждает, что имеется нечто (ощущение), далее другая функция уточняет, что это за нечто (мышление), третья функция помогает определиться, подходит нам это нечто или нет, испытываем ли мы по его поводу желание или нет (чувство), и последняя - четвёртая функция позволяет определить источник, из которого возникло это нечто и его направление (интуиция). Таким образом, решается задача начального ориентирования в будущих путешествиях в воображаемом пространстве.

В архетипическом пространстве данные функции способны выражаться в символической форме в виде образом стихий (первоэлементов). О связи первоэлементов и психологических функций я достаточно подробно писал в своей статье "Волшебные дары бессознательного"(https://www.b17.ru/article/56821/), поэтому здесь на ней останавливаться не буду.

Кратко связь психологических функций и образов , символически представляющих эти функции в пространстве Плеромы, можно представить следующим образом:

ФункцияОщущениеЧувствоМышлениеИнтуицияЭлементЗемляВодаОгоньВоздухОбразЛугВодоёмСолнцеВетер

 

Так сам Луг в виде земли и растущей на ней сочной летней травы персонифицирует функцию Ощущение. Располагающийся вблизи луга водоём с прозрачной чистой водой символизирует функцию Чувство. Солнце, находящееся в начале каждого путешествия в воображаемом пространстве всегда в зените, символизирует функцию Мышление. И, наконец, обозначаемый психологом в начале каждого путешествия гуляющий по лугу приятный летний ветерок персонифицирует во внутреннем пространстве функцию Интуиция.

Являясь ориентирами в воображаемом пространстве человека, образы, символизирующие функции, интегрируются психологом в стартовом мотиве в начале каждой сессии Направленного архетипического (алхимического) воображения, добиваясь, таким образом, более интенсивной и плодотворной психологической работы.

Образы бессознательного — чудеса сказок и мифов, снов и фантазий подчас пугают нас, и они действительно порой страшны, но лишь в той мере, в какой они до нас доносятся нашим собственным, порой искажённым и субъективным восприятием окружающего нас мира. Архетипические мотивы, скрытые за этими образами, прекрасны, как прекрасны образы мифов. Миф обладает целостностью и полнотой, и архетип, в истинном смысле слова — это и хитрый старик – колдун и мудрый добрый волшебник; жестокий демон и всепрощающий Демиург. Архетипы мифологии раскрывают перед нами, в первую очередь, черты этих, возвышенных образов, а через них и наши собственные черты. Будучи практиком, Юнг шёл глубже религиозных догм и сомкнул психологию с мифологией, астрологией и алхимией. В расширении восприятия, доступном любому человеку, рискнувшему отправиться в исследовательское путешествие в воображаемом мире, начав движение от личных представлений и образов современной культуры до архетипического универсализма мифов — тот путь, который, возможно, позволит сделать познание самого себя не только плодотворным, но и безопасным.


Что интересного на портале?