В продолжение статьи: "Меня часто спрашивают: Как реагировать на детские истерики? Часть I".
https://www.b17.ru/article/detskie_isteriki_chto_delat/
Для этого предлагаю рассмотреть различные способы реагирования
Подходит: до наступления у ребенка истерики, либо при хорошей переключаемости ребенка.
Частенько родители спрашивают меня: «А что делать, если он вообще никак не переключается?! Бывает, конечно, и такое. Но прежде, чем делать такие выводы, нужно перепробовать все различные варианты. Чтобы знать, на что можно переключить ребенка, как минимум, нужно еще знать, что его увлекает и что ему нравится. А это «нравится» не всегда приходит к детям само по себе, бывает, что его нужно «создать» или «подметить».
Не подходит: если ребенок нуждается в помощи родителя (например, в защите, поддержке, контейнировании или просто внимании).
Поддержка, контейнирование, создание для ребенка «психологической утробы» - основополагающие родительские стратегии во взаимоотношении с ребенком.
Л. Петрановская дает этим понятиям следующие определения:
«Психологическая утроба» - это успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.Контейнирование (от слова «вместилище», по смыслу сходно с выражением психологическая утроба) – способность одного человека быть для другого психологической утробой, дать ему утешение и успокоение, «принимая» его чувства.Контейнер вмещает чувства, с которыми человеку не под силу справиться самому: боль, страх, обиду, разочарование.
Для успешной реализации данной стратегии нужно:
- уважать личность ребенка;
- уважать чувства ребенка (в том числе и негативные);
- учить ребенка понимать, различать, вербализировать и правильно выражать чувства.
Универсальные способы помощи: объятия, помощь в вербализации чувств ребенка, вербализация собственных чувств.
Позволю себе разделить такую стратегию, как игнорирование, на осознанное и неосознанное.
3.1. Осознанное игнорирование (авт. определение) – тип родительской реакции, при которой родитель целенаправленно делает вид, что не замечает n-ых действий ребенка, и находится в полной уверенности, что данный тип реагирования в момент «здесь и сейчас» будет наиболее продуктивным.
Подходит:
- при 100% уверенности в манипулятивном поведении ребенка;
- при быстрой переключаемости и отходчивости ребенка;
- при сильном эмоциональном напряжении родителя (для предупреждения цепной реакции и еще большего конфликта).
Не подходит:
1) детям, имеющим соматические проблемы;
2) в ситуациях, когда ребенку нужна помощь родителя;
3) при воссоединении с матерью после длительной разлуки (в ситуациях восстановления привязанности).
3.2. Неосознанное игнорирование – нечувствительность к чувствам и желаниям ребенка, отсутствие интереса к его жизни и потребностям.
На этом пункте я не буду подробно останавливаться. Мне кажется, что последствия такой стратегии очевидны.
Физическая и (или) психологическая агрессия могут включать в себя:
- запрет на выражение чувств,
- обвинения,
- пристыжения,
- шантаж,
- подкуп,
- навешивание ярлыков.
Как правило, данную форму реагирования используют уставшие, обессилевшие родители или родители, перенявшие негативные установки из собственного детства.
Данные поведенческие стратегии препятствуют гармоничному развитию ребенка, а то и более – оставляют тяжелые психотравмы.
Нередки ситуации, когда ребенок в общественных местах устраивает истерику: падает на пол, кричит или даже начинает биться головой об пол. Причин здесь может быть множество, но наиболее частые могут быть связаны с потребностью добиться желаемого, особенно если чуть ранее был получен отказ.
При этом данное поведение вызывает множество трудностей для родителей в понимании того, что же делать и как самим реагировать на взгляды окружающих. Более глубокими причинами родительской растерянности могут быть: неуверенность в правильности своих действий, стыд, боязнь осуждения окружающих или публичной потери родительского авторитета.
Стоит отметить, что в нашем обществе окружающие любят подключаться: «А кто это тут плачет?! Сейчас я тебя с собой заберу, раз ты маму не слушаешься», «Может хочет конфетку? На, съешь, только не кричи», «Какая плохая девочка/мальчик. Мама совсем не научила тебя, как себя вести!!!».
Всю эту помощь ничем другим, кроме как «медвежьей услугой», назвать нельзя.
А Вам, дорогие родители, нужно помнить о том, что никакое мнение окружающих не должно поколебать Ваши родительские убеждения (по умолчанию я надеюсь, что они продуктивные). Никакая добрая бабушка/тётенька/дяденька не могут знать, как Вам воспитывать своего ребенка.
Если вдруг у Вашего ребенка случилась истерика в общественном месте, мысленно абстрагируйтесь от окружающих, лишите ребенка публики (для этого можно выйти из общественного места, отвести ребенка в сторону или посадить в машину, успокоить (или применить другую из рассмотренных нами стратегий), а уже после, когда ребенок полностью успокоится и придет в себя, объяснить, как вести себя правильно, а как нет.
Способы предупреждения детских истерик:
- Соблюдение режима дня с чередованием сна и отдыха.
- Соблюдение режима питания.
- Удобная одежда и обувь для предупреждения дискомфорта.
- Подбор игрушек (в том числе развивающих) в соответствии с возрастом ребенка. Уважительное отношение к игре и творчеству ребенка: редоставление возможности играть и ДОигрывать, самостоятельно исследовать мир и заниматься творчеством. Для этого необходима организация развивающей среды дома и на улице.
- Своевременное лечение у врача-невролога или других специалистов при необходимости.
- Своевременная и постепенная социализация ребенка.
- Включенность в жизнь ребенка.
- Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье.
- Выделение времени для собственного отдыха (поиск и накопление собственных ресурсов).
- Собственная терапия взрослого при выявлении негативных воспитательных установок, а также наличии детских психотравм.
Если Вы столкнулись с детскими истериками, помните, что однажды они прекратятся. Главное, правильно реагировать и, конечно, сохранять спокойствие и позитивный настрой. А если самостоятельно достичь этого не получается - своевременно обращайтесь к специалистам ;-)