Магические сроки: 2 минуты, 15 минут...

Магические сроки: 2 минуты, 15 минут...
Дорогой друг! Хотим тебя поздравить: если ты научился составлять списки дел, ты уже наполовину умеешь организовывать время грамотно. Даже, пожалуй, на две трети. Правда, оставшаяся треть тоже очень важна, критически важна. Ведь список дел составляется не для галочки (не для того, чтобы его просто составить), а для того, чтобы переделать дела, ничего не упустив. Это самое главное. Кроме того, список дел позволяет тебе:
  • увидеть весь объем работ (и тут ты можешь вообразить себя в роли полководца, который с высоты холма окидывает взглядом расположение своих и противостоящих войск);
  • собраться с силами для будущих действий (вместо «о! я сделал математику! пойду-ка поиграю на планшете!...(через два часа) Как я мог забыть про историю! Меня же училка завтра спросить обещалась!» – другой подход: «о! я сделал математику! а что у нас еще на повестке дня? русский, биология, тренировка по плаванию»);
  • оценить уже сделанную работу (и вознаградить себя за нее).

И этот пункт очень-очень важен. Потому что ты (как и каждый человек на земле) заслуживаешь награды за свои усилия. И что бы кто ни говорил, ты появился на свет не для того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания, механически выполнять чьи-то предписания и т.п. Ты (снова говорим – как и каждый человек на земле) родился для того, чтобы быть счастливым. Своим особенным, уникальным, ни для кого неповторимым счастьем. Это не значит, что теперь можно бросить школу, если она больше напрягает, чем радует, или с энтузиазмом отлынивать от своих обязанностей по дому (надеемся, они  у тебя есть, а если нет, срочно подними вопрос, чтобы появились). Это значит, что и трудиться, и отдыхать, и все-все-все в мире надо делать с радостью. А если вдруг делаешь без нее – скорее к ней возвращайся. Да, есть вещи, которые по-настоящему причиняют боль, или вызывают злость, или просто раздражают до ужаса. Это правда, и ее глупо и бесполезно отрицать. Но если ты прислушаешься к себе, то в любой момент времени, где-то глубоко в груди, сможешь нащупать искру радости. Пока это так, ты живешь в полном смысле этого слова.

(Собственно говоря, одна из задач тайм-менеджмента вообще и этой книги в частности – научить тебя так строить свои дни, чтобы в них, помимо дел, было место еще и для радости).

Не так давно наши знакомые попросили научить их сына (его, кстати, зовут Женя и ему 8 лет) как-то «расставлять приоритеты» (ты, возможно, уже слышал от взрослых это выражение. Оно и вправду очень удобно и означает умение понимать, что для тебя более важно, а что менее, и сравнивать с этой точки зрения разные вещи. И, конечно, получать результат, который делает тебя счастливым). Мы попросили его составить список дел на завтра («завтра» была среда, обычный будний день, т.е. в школу идти было нужно). И вот что у него получилось:

  • · Встать с постели
  • · Умыться
  • · Почистить зубы
  • · Позавтракать
  • · Заправить кровать
  • · Одеться
  • · Обуться
  • · Пойти в школу
  • · Отдать Вадику диск
  • · Съесть печенье между 2 и 3 уроком
  • · Напомнить Свете про карточки (чтобы вернула)
  • · Прийти из школы домой
  • · Пообедать
  • · Посмотреть мультфильм (20 минут)
  • · Сделать уроки
  • · Посмотреть мультфильм (40 минут)
  • · Поужинать
  • · Позвонить Вадику, позвать его погулять
  • · Вернуться с прогулки
  • · Поиграть на планшете (30 минут)
  • · Собрать портфель
  • · Почистить зубы
  • · Лечь спать.

Ну, как тебе? Дочитал до конца? Было ли скучно или, наоборот, интересно? А самое главное – как по твоему мнению, этот список дел поможет Жене, помешает или просто окажется бесполезным?

На самом деле на этом примере очень удобно проиллюстрировать еще несколько правил, касающихся списка дел.

Список дел должен помогать. Если он не помогает тебе, а запутывает или просто лежит бессмысленным грузом, с ним что-то не так. Это ты точно усвоил, мы уверены. Поэтому – уточняем:

1. Не трать время зря. Не вноси в список дел то, что ты и так сделаешь без всяких дополнительных напоминаний. Или ты не встанешь утром с постели, если это не будет значиться в твоем списке? Забудешь выпить чаю или пообедать? Не вспомнишь про школу, в которую нужно идти? Разумеется, это смешные (в своей глупости) предположения. Поэтому – бери красный карандаш и заштриховывай в упомянутом списке дел те, которые не требуют специальной «напоминалочки». Хорошо поучиться на чужом примере, да?

2. Уточняй! Обратное предыдущему правило. И они, как это обычно и бывает, действуют в паре. Обязательно конкретизируй в списке то, что можешь забыть и/или без чего ты не получишь полной картины действительности. То есть, например, «сделать уроки» – это такое растяжимое понятие… В него отлично умещаются как «2 задачи по математике и рисунок по изо», так и «2 упражнения по русскому, 3 задачи по математике, параграф по истории, параграф по биологии и чертеж». И то, и другое – это все «уроки», которые нужно сделать, но ты ведь потратишь на них принципиально разное количество времени, правда?

Пометь знаком вопроса те Женины дела, которые требуют уточнения.

И, наконец,

3. Не перегружай свой список дел!

Если то, что ты планируешь, можно сделать менее чем за 2 минуты, сделай это сразу!

Ты ведь не станешь вносить в него отдельным пунктом «вымыть чашку» или «положить дневник в портфель»? Да-да. Дольше записывать, чем сделать.

Тут нужно, однако, учитывать не только время, которое требуется на выполнение дела, но и подготовку. Допустим, ты задумал выпить свой стакан молока – это быстро. Но если молока в «родном» холодильнике нет, за ним придется идти в магазин, а это уже совсем другая история, как ты понимаешь…

И следи за тем, чтобы такие маленькие, двухминутные, дела не занимали у тебя больше 10-15 минут подряд.

Да, кстати, о 15 минутах. Это еще один важный срок, который тебе нужно научиться чувствовать. Он очень поможет тебе с другой категорией дел, а именно – с делами большими и трудными.

Что, если в твоем списке на сегодня значится уборка в комнате?

Да, уборка. И мы не знаем, как дело с этим обстоит у тебя, зато знаем многих мальчишек и девчонок, у которых от такой идеи грустно поползут вниз уголки рта. Но делать ведь нечего, мама настроена решительно, да и просто трудно пройти от стола до шкафа, ни на что не наступив и ничего не сломав…

Кстати, даже если у тебя идее уборки не вызывает грусти и желания чем-то поправить омраченное настроение, мы рекомендуем тебе все равно дочитать главу до конца внимательно. Во-первых, потому что уборка все равно остается большим делом, трудно она дается или нет. А во-вторых, потому что больших дел в жизни любого человека тоже много, пожалуй, даже ничуть не меньше, чем дел маленьких.

Итак, нужно убраться. А перед этим желательно «уточнить детали». Что именно ты планируешь привести в порядок сегодня? Помнишь, как много (и как мало) можно вместить в простое выражение «сделать уроки». С уборкой – то же самое. Иногда уборка – это вытереть пыль и пропылесосить пол. Иногда же – собрать и разложить по местам все, что лежит на полу (а также на кровати, в кресле и на 2 столах), перебрать вещи в шкафу, навести порядок в ящиках письменного стола, оттереть пятна с ковра, отмыть клавиатуру, пропылесосить и сделать влажную уборку. И да, стереть с поверхностей пыль.

В общем, когда руки от больших перспектив как-то сами собой опускаются, на помощь приходит очень полезное организационное правило – слона надо есть по частям. То есть предстоящее дело, если оно а) долгое; б) трудное; в) не очень приятное (хотя бы по причине 2 первых пунктов), нужно поделить «на кусочки». Кусочки по 15 минут! Это важно. Именно по 15 минут. И между этими пятнадцатиминутными отрезками делать паузы. Паузы могут быть покороче (пойти выпить сока или чаю, умыться, подышать воздухом на балконе) или подлиннее. Важно, чтобы они были. И тогда – представь себе: у тебя дело на час. Долгое, нудное… А вот 4 пятнадцатиминутных дела, между которыми можно отдохнуть или сделать еще что-то полезное, – это уже гораздо веселей. Так значит – вперед, подружись со временем и используй его магию!

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

Поделиться:


2016-05-11
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?