Любить нельзя воспитывать

 



Проблемам воспитания посвящено немало книг. Что делать для того, чтобы… и чего не делать. И за этим подчас теряется сам ребенок. Мы начинаем относиться к нему исключительно как к объекту воздействия. Выглядит все так, будто «нажав определенную кнопку», или произнеся какие-то особые слова, мы враз добьемся того эффекта, на который рассчитываем. Ну, или не враз, а постепенно, методично следуя рекомендациям, которые могут в иных обстоятельствах противоречить друг другу.

- Что мне делать? – говорит мама третьеклассника на одной из консультаций. – Ничего не хочет. Ни уроки делать, ни музыкой заниматься, ни даже на самбо ходить. А ведь в прошлом году выиграл районные соревнования. Я думала, что после такого-то уж точно должна появиться мотивация, желания опять же. Ну, ладно, музыка. Это мы с отцом настояли.  Но самбо-то? А уроки? Одни двойки из школы таскает. Мне уже перед учителем неудобно. Вроде дома все делаем вместе, и уроки, и дополнительно опять же… Я его заранее на новые темы «натаскиваю», чтобы потом проблем меньше было. И  ведь не ругаем ни за что. Я в одной книге прочитала, что ругать категорически нельзя. И к самостоятельности приучаем.

- А уроки делаете вместе?

- Ну да, ведь на самотек нельзя же все пускать. Я тут недавно прочитала, что если пустить все на самотек, то потом же только хуже будет.

- А есть ли у ребенка свободное время, когда он ничем не занят?

- Ну как же? Ведь если ребенка не занимать ничем, то неизвестно, какие он сам себе потом занятия найдет. С кампанией дурной свяжется, например. Да мало ли чего еще произойти тогда может? Вы мне подскажите, может я что делаю не так? Может, что-то по-другому надо…

Вот так и получается, что за проблемами воспитания теряется сам ребенок. Где же вообще он? Где его желания, мысли, чувства?

Однако кому они интересны? На него же надо воздействовать, воспитывать, приучать к самостоятельности, мотивировать на успех. Да мало ли что еще может ему пригодиться?

А если время будет упущено, если вдруг он вырастет не таким, как нам бы того хотелось?

А может, все не так уж и страшно? Может, в ребенке уже изначально заложено то, чему мы можем (и должны) помочь развиться, окрепнуть? Его неподдельный интерес ко всему, его желание познавать этот мир, его смелость, его открытость всему новому?

И для этого нужно так мало… перестать видеть в нем объект для воздействий. И относиться к нему, как к личности, неповторимой, удивительной и, порой, совсем непохожей на нас.


Что интересного на портале?