Ложь как лекарство

 Эта статья содержит, на мой взгляд, бесценный материал, который я узнала в представительстве   центра стратегической психотерапии Дж. Нардонэ. Организатор Центр Краткосрочной Стратегической Терапии в России Елена Первышева провела партнерскую встречу с коллегами и презентовала новую книгу Джорджио Нардонэ «L’arte di mentire a se stessi e agli altri» 2014, что в переводе «Искусство лгать себе и другим». Книга еще не переведена на русский язык, поэтому то, что я напишу в блоге будет неким открытием для читателя и возможностью по -новому взглянуть на свою жизнь.

Как говорит Дж. Нардонэ: «Всякая реальность изменяется в зависимости от того, как о ней говорят». Но всегда ли мы говорим правду себе и другим, не осознавая, что все наши слова не минуемо, влияют на развитие событий нашей жизни, на отношения с людьми и с самими собой и конце концов на результат. Так вот книга посвящена теме самообмана и иллюзии когнитивного контроля.

Все наши мысли, рассуждения, построение планов, все это происходит сознательно. А наши воспоминания и интерпретации событий и поведения свое и других людей относятся к самообману. Получается так, что порой действуя определенным образом, мы обманываем самих себя. Как это происходит? Существует функциональный самообман и пагубный самообман.

Функциональный самообман - это способы поведения, поддерживающие психическое здоровье.

Дисфункциональный самообман - это действия, которые создают проблемы.

Например, добровольным функциональным самообманом мы можем назвать действие, когда человек не смотрит на себя в зеркало, потому что не хочет видеть своих недостатков. Избегание пугающих ситуаций. Обман в семейных отношениях, когда один из партнеров изменил и обманывает себя, что ничего страшного, что последствий не будет. Возникает вопрос САМООБМАН – это демон, с которым надо бороться или неизбежность, которую надо принять?

Хотелось бы остановиться подробнее на стратегиях поведения люде при самообмане.

При функциональном самообмане:

  1. 1.     Стратегия « Лисица и виноград»

Когда лисица не может добраться до винограда, она говорит, что он зелен. Данный тип поведения предполагает обесценивание того, что не можешь получить. Это делается для сохранения равновесия. В таких случаях человек чаще всего при возникновении трудностей бросает начатое дело или отношения.

  1. Искать подтверждения, чтобы верить.

При таком поведении человек пытается убедить себя в правильности выбора если не находит подтверждения в реальности. Выдумывает, приводит доказательства своим идеям. Люди с высоким интеллектом.

  1. Создавать из ничего. Эта стратегия предполагает поведение, при котором человек интерпретирует события своей жизни, как если бы он уже достиг цели. Это наши интерпретации, которые реализуются и которые в начале были только в наших в мыслях.

 

Пагубный самообман.

  1. 1.     Обман, основанный на успехе

Например, стратегии прошлого принесли человеку успех и он уверен, что эти стратегии вновь приведут его к успеху. Он убеждает себя даже перед лицом неудачи.

  1. 2.     Страус прячет голову в песок.

Стратегия видеть только то, что удобно, чтобы не видеть льва, который на тебя несется. Таким образом, человек пытается сохранить эмоциональное равонвесие из-за страха и боли.

 

  1. 3.     Убеждать других, чтобы убедить себя.

Стратегия создания вымышленных историй, которые прикрывают правду и становятся более привлекательными для других. Ложь постепенно становится правдой для самого рассказчика.

  1. 4.     Самый опасный самообман - это создать образ и идентифицироваться с ним (психиатрия)

 

Искусство самообмана состоит в том, чтобы научиться управлять амбивалентностью.

Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. Термин введен Эйгеном Блейлером. Он считал амбивалентность основным признаком шизофрении[1] и выделял три типа амбивалентности[2]:

Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).

Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.

Интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Его современник Зигмунд Фрейд вкладывал в этот термин иной смысл. Он рассматривал амбивалентность как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти.

Итак, если мы полны амбивалентности и не находим баланса между иллюзией и реальностью, то мы становимся прикованными к одной из противоположностей. Необходимо научиться ею управлять, а именно:

- проявлять бдительность и искать определенность

- позволить быть свободному течению событий, отпускать контроль оценивать вещи и события по результатам

- если событие становится неизбежностью нужно сделать это полезным. В стратегическом подходе есть прекрасные техники, которые позволяют решить эту задачу.

Задайте мне вопрос по телефону 39-80-90

Один звонок может все изменить!

Практикующий психолог, семейный консультант, коучер.

Вера Тюрина

тел. 8 (8412) 39 80 90

 




Что интересного на портале?