Литературно-психологическое эссе по мотивам романа Уильям Стаурон "Выбор Софи"
Это книга о выборе. О самом понятии выбора, которое сегодня возводится в ранг незыблемых ценностей. Автор задаётся вопросом: всегда ли человек должен обладать правом на выбор? Является ли гуманным давать человеку выбор в определённых обстоятельствах? Не является ли диктат свободы выбора одной из масок мирового безразличия? Вместе с тем, эта книга о природе зла. Автор утверждает, что романтическое зло - с его кровожадностью и каннибализмом, яростью и жестокостью, - отошло в прошлое. Сегодняшнее зло - серое, безликое, бесстрастное, рядится в офисный костюм, оно прикрывается идеями эффективности и добродетели, его жертвами становятся миллионы, десятки миллионов. Как это и произошло в Освенциме, Дахау. Основное количество жертв в которых производили не садисты типа Ирмы Грезе, а исполнительные бухгалтеры от СС, что росчерком пера уничтожали тысячи и тысячи в один день, физически не притрагиваясь ни к одной из своих жертв пальцем. Таким образом, главными критерием абсолютного зла становятся анонимность, конфиденциальность, беспристрастность (ничего не напоминает?). Безусловно книгу эту невероятно тяжело читать. Автор пытается разбавить основной сюжет - пребывания главной героини в концентрационном лагере - дополнительными сюжетными линиями: описанием её жизни после освобождения в Америке, романтическими историями, сексуальными сценами , размышлениями о расизме и ксенофобии в послевоенной Америке, пассажами о писательском труде, но главное и настоящее в этой книге - это воспоминания Софи о концентрационном лагере и история её отношений с комендантом лагеря Хессом. Всё остальное - литература. Примечательна также линия проживания Софи травмы Освенцима - от радикального забвения и желания удалить всякую память об этом месте, до лжи самой себе и окружающим о том, что там с ней было. От полулжи и спасительного самообмана к огромному чувству иррациональной вины - вины выживших перед теми, кто занял своё место в газовой камере, будто бы уступив другим возможность жить, подарив им эту возможность. От иррациональной вины в самое сердце ужаса - к вине ещё более иррациональной, которая маскируется под иллюзией наличия выбора, иллюзией ответственности в условиях, где само понятие выбора проституируется, уничтожается, теряя свои базисные предикаты, однако самому человеку кажется, что выбор то у него как раз был, потому что мораль диктует "у человека в любых обстоятельствах есть право на выбор" или (добавим от себя) мучительная обязанность выбирать. Впоследствии эта же самая мораль не преминёт снаружи и изнутри напасть на человека, обвинив его в его решении. Это ловушка, из которой не выбраться. Далее линия переработки травматического опыта устремляется из глубины воспоминаний снова к желанию забыться, но на сей раз забыться более радикально, ведь столько нужно теперь сокрыть от самоё себя из вспомненного, вновь пережитого, переоценённого - забыться засчёт умерщвления собственной личности путём безумия или самоубийства. Как остановить это? Как остаться в живых после того, как ты выжил? Стоит ли помнить, если память убивает? Автор не даёт ответа. Самый острый момент в книге, момент "выбора" Софи, чем-то напоминает выбор, который был поставлен перед героем другого произведения - Фаулз "Волхв", в котором он должен принять решение, которое не по силам нормальному человеческому существу: убить другого человека собственно руками и спасти множество других жизней или ничего не делать и своим бездействием уничтожить это множество. При этом, тот, кто задаёт такие условия морального задачи (или, по другому - моральной дилеммы, о которой много писал Кольберг в своей теории морального развития) - человек, а не Бог, человек который может и не выполнить свои условия в случае согласия на убийство, потому что он - враг, потому что он зло, потому что он человек. И тогда субъект, подвергающийся пытке выбором, настолько человечен, насколько он не способен выбрать в определённых обстоятельствах. Но если он всё-таки совершает этот выбор, то погибает под грузом ответственности. Выбор есть не всегда.