Личность и социальные магические установки

Личность и социальные магические установки

У меня есть знакомый психолог, который преподаёт “социальную психологию” в институтах. Я его допытывала на дружеской встрече, зачем и почему вообще нужна социальная психология. Ну, вот не ложилось в моё семантическое пространство это, отвергалось. Он тогда мне спокойно об’яснял, что эта наука родилась для нужд трёх китов: политики, военно-промышленного комплекса и бизнеса. Причём в Америке. На вопрос зачем, мы из дискурса вытащили ответ: “Чтобы влиять на поведение людей и продавать. Чтобы люди покупали то, что им предлагают по всем правилам влияния на психику”. Я-то поняла, но всё равно отвергла.

Сейчас я #чёртовпродавец #Путьведьмыимага и понимаю те горящие смыслы как никогда. Ложится знание об аттитюдах хорошо, поскольку сейчас я не потребитель, а продавец.

Например, “исследования аттитюдов, проведенные в современной зарубежной психологии, подтвердили их взаимосвязь с поведением, был выявлен ряд факторов, которые ослабляют эту взаимосвязь, раскрыто, что сильные установки предопределяют поведение личности”.



О чём аттитюды, если описывать доступнее?
В обществе есть установки о магии “порча и сглаз разрушает”, “пользуйся своими инструментами”, “молитва помогает”, “чудеса случаются”, “ритуалы действуют”, “городской шаман не бредит”, “мы не одни в космосе”, “существует удача и неудача”, “кто-то читает мысли”, “мир даёт знаки”, "что сверху, то снизу", "что снаружи, то внутри", “сплюнь три раза”, “перекрестись” и т.д.

Дальше “экспериментально установлено, что влияние аттитюдов на поведение определяется силой или доступностью аттитюдов (Э. Аронсон). Доступность аттитюда зависит от высокой степени его осознанности индивидом (М. Снайдер, У. Суони и др.), наличия обширных знаний об объекте аттитюда (У. Вуд): чем больше человек знает об объекте, тем более доступной становится оценка этого объекта, и с большей вероятностью можно делать прогноз о его поведении”.

Здесь можно понять: если человек практикует эзотерику, варится в информации о магии и колдовстве, верит, что его зомбируют, испытывает на себе действие сглазов, то он под влиянием социальных магических установок. Общество ему их транслировало из семьи, из телевизора и книг, и человек утвердился в том, что аттитюды -- это чистая правда. “Коллега на меня косо смотрела, я ей дорогу перешла, теперь чувствую, что сглазила меня!” С этого момента человеком можно управлять, давая ему информацию об опасности от магического влияния. Чтобы повлиять на человека с мистическими установками, надо всего лишь приобщить себя (имидж) и свой продукт к волшебному, магическому, сверх’естественному, загадочному, неизведанному, непостижимому, таинственному.

Р.Фазио, М. Занн, Д. Реган пишут, что доступной для осознания и регуляции поведения социальная установка становится тогда, когда она сформирована в непосредственном опыте взаимодействия с объектом или многократно закреплена в памяти индивида”.

Но есть одна дрянная вещь для продавцов: личностные факторы человека. Ум, воля, критическое мышление, образованность, образ жизни, разные внутренние психологические особенности. В Америке очень популярна была поведенческая парадигма в области психологии, в том числе и социальной. Она гласила о том, что надо давать людям стимулы, лишать подкрепления или давать подкрепления в нужные моменты, чтобы выдрессировать реакции. Но вся вот эта вот внутренняя фигня в личности заставила развиваться науку дальше. Не прост человек, однако. Ведь кто-то верит в одну магию, а в другую не верит. Один болеет из-за того, что нарушил ритуал, а другой потому что долбанул энергетический удар по компании, в которой он работает. В сортах говна, оказывается, надо уметь разбираться, оно ведь очень разное получается, зависит много от чего. Спектр изучения социальных установок пошёл, так сказать, вглубь, туда, где мотивация, ценности и интенции.

Как говорят учёные психологи, к "внутренним", личностным факторам, определяющим взаимосвязь "аттитюд – поведение", исследователи относят мотивационный фактор, личную заинтересованность человека и самомониторинг.

Об этом если интересно, дочитаете в статье по ссылке. 

Сложность управления людьми оказалась в том, что внешние обстоятельства, ситуации находятся в постоянном контакте с внутренними процессами людей.

Например, человек видит, что ему вернулась карма за проступки и тщательнее моет руки. Или заболел ребёнок, а родитель говорит себе, что это его вина, потому что он плохо относился к собственным родителям. Потом когда ему понадобится улучшить свою карму, он найдет внутри себя важность магического поступка и будет уверен, что сделал всё правильно и теперь он в полном порядке. Ещё и свет зелёный на светофоре горит. 

Магические аттитюды, или социальные установки, таким образом, есть смысл озвучивать, описывать и рассекать критическим разумом. Так они не будут влиять на нас вместе с потоком товаров и услуг, взявшим их на вооружение. Важно научиться чувствовать смысл, читать между строк, понимать сообщение и потом соотносить со своими актуальными потребностями. Для меня фраза “Давай улучшим нашу карму” -- это шутливый посыл, который на меня может повлиять только, когда меня будет распирать изобилие и я соглашусь “поиграть”.

Какие социальные магические установки есть у вас? Замечаете ли вы, какие из них регулируют ваше поведение и мышление?

Галина Гавреева

#Путьведьмыимага#магическиеаттитюды#социальнаяустановка#верювкарму

Набор в группу “Путь Ведьмы и Мага” продолжается. Начало группы 11 ноября в 10.00. 
Мастер-класс 31 октября в 19.30. 2 часа. Вход бесплатный. Запись на мероприятие.

https://m.studme.org/1180091225144/psihologiya/lichnost_sotsialnye_ustanovki

ВК: Набираю в психотерапевтическую группу "Путь Ведьмы и Мага"
https://vk.com/club172098900

Галина Гавреева