Как писал сам Юнг в своей работе «Очерки по психологии бессознательного», «Мы должны различать личное и безличное (или трансличное) бессознательное. Последнее мы называем также коллективным бессознательным именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно универсальным, и потому что его содержания могут быть обнаружены повсюду…»
По Юнгу личное бессознательное содержит те компоненты личности, которые подавлены в результате воспитания и наиболее легко могут стать осознанными. Например:
- Неосознаваемые воспоминания.
- Вытесняемые мысли, как правило, болезненные.
- Подпороговые восприятия.
- Чувства, не достигшие сознания.
- Содержания, которые не достигли сознательной степени зрелости, соответствующие фигуре Тени.
Такие травматические бессознательные аффективно заряженные содержания получили название комплексов.
В свою очередь, комплексы могут быть личными, социальными, культуральными. Структура ядра комплекса содержит универсальный архетипический компонент (т.е. все-таки принадлежит к сфере коллективного бессознательного) и личное травматическое содержание.
Коллективное бессознательное
Граница личного слоя бессознательного проходит на уровне детских воспоминаний. Тогда как коллективное бессознательное уходит своими корнями в период, предшествующий детству, является хранилищем мировой души человечества, а именно вместилищем архетипов. Архетипами Юнг считал образования архаического характера, своего рода схемы поведения, чувствования, переживания, воплощенные в том числе в мифологических мотивах.
В знаменитых «Тавистокских лекциях» он делится своими впечатлениями от поездки в Америку, где он анализировал сын чернокожих, не исповедующих христианство, но содержащих такие символы, как крест, распятие…Также он проводит параллель между христианским распятием и языческим жертвоприношением божеству солнца через распятие на колесе.
В итоге Юнг делает простой и изящный вывод о том, что разум человека имеет свою историю, как и тело. У младенца есть мозг определенной структуры, сформировавшийся в течение миллионов лет. Следы архаического разума сокрыты внутри структур мозга.
Далее Юнг делится опытом работы в психиатрии, где он активно изучал видения пациентов с диагнозом «шизофрения», наполненные мифологическими надличностными мотивами.
Поэтому на уровне коллективного бессознательного личности отдельных людей также похожи по содержанию, как и тела, если рассматривать их с анатомической точки зрения.
Содержание коллективного бессознательного не контролируется волевыми усилиями. Констелляция («активизация») архетипов коллективного бессознательного в больших социальных, этнических, культурных группах выражается в массовых публичных помешательствах и в ментальных эпидемиях.
Культурное бессознательное
Юнг утверждал, что разные уровни национального сознания отражают истории рас, а на глубинном уровне все люди, независимо от этнической принадлежности, «имеют похожие архетипы».
Юнгианский аналитик Мюррей Стайн в своей книге «Юнговская карта души» говорит о «культурном бессознательном», т.е. о некоем общем уровне бессознательного, «связанном с культурой». Оно приобретается в ходе личной истории, но смысл его наполнен общим культурным содержанием. Существующие в нем социальные комплексы не принадлежат лично индивидууму. В итоге в каком-то конкретном обществе масса людей имеет схожие элементы психической организации, характерные для данной традиции. Например, какие-либо унифицированные, единые для всех переживания (к примеру, посещение дошкольных или школьных учреждений) в итоге формируют психические паттерны, программирующие и личное бессознательное.
Культурные стимулы и стереотипы воздействуют на психику через телевидение, через литературу. Они также могут способствуют формированию культурных комплексов, проникающих в личное бессознательное.