ОБИДА... А замечали ли вы, как тяжело отпускать «обиду» и в детстве, и в зрелом возрасте? Она крутится у нас в голове, обрастая мелкими деталями, затем нашими домыслами, порождая, порой, еще более негативные чувства …
И вот , казалось бы всё –отпустило! Ан, нет, она всплывает в самое неожиданное время, в самой неожиданной ситуации… и способна либо вывести вас из равновесия, либо загнать в тупик чувств…
Обида может пролежать долго , она ждет своего часа. Зернам обиды совсем не трудно прорости…надо лишь немного «влаги» - одна ваша слезинка и… Лианы обиды уже опутывают вашу душу.
Поэтому-то так тяжело с ней справляться. И психологи, и педагоги знают –как трудно уходит это чувство…
Сегодня, с разрешения моей клиентки, на примере сессии покажу вам технику работы с обидой –
«ЛЕНТА ЧУВСТВ».
Использовать мы будем колоду «Котейка».
Изначально Татьяна (имя изменено) пришла совсем с другим запросом. Но работа как-то не ладилась… Видела, что женщина чем-то расстроена и не может сосредоточится на теме запроса. Начала шире исследовать реальность. И вышли на новый запрос - обида на дочь.
- А почему не захотели рассказать про эту обиду сразу?
-Да, как-то неудобно сор из избы выносить… и вообще, даже неприятно вспоминать, а уж если в подробностях -так и вообще ….
Я достала колоду «Котейка» и предложила:
- А давайте, вы не будете мне пока рассказывать ,что у вас произошло. Но попробуем успокоить вашу обиду ? а уж если захотите, то поделитесь и подробностями.
Татьяна настороженно отнеслась – как это? Успокоить обиду, но не знать о ней? И вообще –что за детские карты? Не ребенок я уже… (думаю, и другие мыли промелькнули)))) Но интерес взял верх.
1.Я попросила выбрать того Котейку , который сейчас соответствует образу ее обидчицы (дочери).
- Потом предложила выбрать 12 -13 карт, которые отражают чувства ее обиды.
Из этих карт- чувств обиды- нужно было выбрать 10 и разложить их от самого сильного чувства, до самого слабого.
- Потом попросила дать название каждому чувству и записала их.
- Затем, начинаем со слабых чувств (справа на лево). Берем первую пару и задаем вопрос:
- Если , вдруг представить, что вы оказались в таких обстоятельствах, когда необходимо выбрать из двух чувств только одно, что бы выбрали? Задать вопросы или убежать от ситуации ?
Татьяна выбирает правую карту и я меняю их местами. У нас получается новая пара справа на лево – Задать вопросы и Проявлять равнодушие.
Я снова задаю вопрос :
- А сейчас вы что выберите- Задать вопросы или проявить равнодушие?
И так мы доходим до конца, меняя местами карты и получая новые пары.
Обязательно проговаривая чувства!
- По такой же технике проходим второй круг. Только все называет и передвигает уже сама Татьяна. Если Татьяна не меняла ничего в паре, все остается на месте, тогда просто передвигаемся к следующей паре с права на лево. Например, на вопрос :
- Убежать или быть равнодушным ?
Татьяна ответила, что быть равнодушным. Значит, карты остались на месте. Задаем вопрос к паре- Быть равнодушным или молчать? (пара поменялась) –быть равнодушным или одиноким? (пара поменялась) –быть равнодушным или ничего не слышать?
А вот здесь Татьяна остановилась и задумалась… :
-Так это почти одно и тоже… можно я назову карту – не слышать плохое в мою сторону ?
-Хорошо, быть равнодушным или не слышать плохое в вашу сторону?
(К этой мысли можно аккуратно подтолкнуть клиента. Ведь иногда карты можно трактовать от обратного)
Доводим ленту чувств до конца, проговаривая все эмоции вслух!
- По той же схеме прошу снова Татьяну проговорить чувства и поменять местами, обязательно проговорить всю ленту до конца:
- Не говорить или убегать?....
Конечно, психологу понятен этот трюк с передвижением карт. Но наша задача –наблюдать, как меняется отношение к негативным чувствам, как с каждым разом произносится одно и тоже чувство. И показать, что то, что было не важным- отодвинулось на задний план. А вот теперь можно составить и свой план действий!
- Мы оставляем первые три карты. Обсуждаем их значение для Татьяны. Она меняет к ним отношение…:
1.- задавать вопросы;
2.- открыть уши;
3.- не говорить лишнее.
А потом, предлагаем написать план действий для каждой карты. Что она в силах сделать, чтобы справится с ссорой и обидой?
- Когда план был готов, Татьяна перечитала его:
- Трудно, конечно. На бумаге все легко… Но я попробую.. надо ,чтобы кто-то начал первым…
- Татьяна, представим, что план сработал! Какой вы тогда удивите вашу дочь? Хотите поменять карту?
- Да, мне сразу понравилась одна карта, когда я листала колоду… еще подумалось –хорошо, если бы у нас так было всегда! (меняет карту)
-Обязательно будет! А рассказать ситуацию хотите?
-Да, вы ее уже из моего плана поняли))))) –классика! – зять и тёща))) а дочь на его стороне)))
Но будем меняться) Сама бы я не решилась написать такой план… - обида.. А сейчас смотрю на все легче. Вы лишние карты смели со стола, как лишний ненужный груз… Спасибо вашим котикам!
Вот такая техника работы с обидой. Хорошо она прошла и на детских обидах, когда ребенок считает себя, например, незаслуженно наказанным, обиженным друзьями, взрослыми… И не хочет рассказывать вам сразу свою историю… Начните с Ленты чувств, не травмируя рассказом ребенка- а план ребенка сам вам подскажет, что с ним произошло.
Мир вашему дому!
Наталия Седова.
Буду благодарна за мнения и отзывы о технике. Спасибо!