"Лента чувств" - МАК в работе с обидой.

ОБИДА...  А замечали ли вы, как тяжело отпускать «обиду» и в детстве, и в зрелом возрасте? Она крутится у нас в голове, обрастая мелкими деталями, затем нашими домыслами, порождая, порой, еще более негативные чувства …

И вот , казалось бы всё –отпустило! Ан, нет, она всплывает в самое неожиданное время, в самой неожиданной ситуации… и способна либо вывести вас из равновесия, либо загнать в тупик чувств…
Обида может пролежать долго , она ждет своего часа. Зернам обиды совсем не трудно прорости…надо лишь немного «влаги» - одна ваша слезинка и… Лианы обиды уже опутывают вашу душу.

Поэтому-то так тяжело с ней справляться. И психологи, и педагоги знают –как трудно уходит это чувство…

 

Сегодня, с разрешения моей клиентки, на примере  сессии покажу вам технику работы с обидой –

«ЛЕНТА ЧУВСТВ».

Использовать мы будем колоду «Котейка».

 

Изначально Татьяна (имя изменено) пришла совсем с другим запросом. Но работа как-то не ладилась… Видела, что женщина  чем-то расстроена и не может сосредоточится на теме запроса. Начала шире исследовать реальность. И вышли на новый запрос - обида на дочь.

- А почему не захотели рассказать про эту обиду сразу?

-Да, как-то неудобно  сор из избы выносить… и вообще, даже неприятно вспоминать, а уж если в подробностях -так и вообще ….

Я достала колоду «Котейка» и предложила:

- А давайте, вы не будете мне пока рассказывать ,что у вас произошло. Но попробуем успокоить вашу обиду ? а уж если захотите, то поделитесь и подробностями.

Татьяна настороженно отнеслась – как это? Успокоить обиду, но не знать о ней? И вообще –что за детские карты? Не ребенок я уже… (думаю, и другие мыли промелькнули)))) Но интерес взял верх.

1.Я попросила выбрать того Котейку , который сейчас соответствует образу ее обидчицы (дочери).

  • Потом предложила выбрать 12 -13 карт, которые отражают чувства ее обиды.

Из этих карт- чувств обиды- нужно было выбрать 10 и разложить их от самого сильного чувства, до самого слабого.

  • Потом попросила дать название каждому чувству и записала их.
  • Затем, начинаем со слабых чувств (справа на лево). Берем первую пару и задаем вопрос:

- Если , вдруг представить, что вы оказались в таких обстоятельствах, когда необходимо выбрать из двух чувств только одно, что бы выбрали? Задать вопросы или убежать от ситуации ?

Татьяна выбирает правую карту и я меняю их местами. У нас получается новая пара справа на лево – Задать вопросы и Проявлять равнодушие.

Я снова задаю вопрос :

- А сейчас вы что выберите- Задать вопросы или проявить равнодушие?

И так мы доходим до конца, меняя местами карты и получая новые пары.

Обязательно проговаривая чувства!

  • По такой же технике проходим второй круг. Только все называет и передвигает уже сама Татьяна. Если Татьяна не меняла ничего в паре, все остается на месте, тогда просто передвигаемся к следующей паре с права на лево. Например, на вопрос :

- Убежать или быть равнодушным ?

Татьяна ответила, что быть равнодушным. Значит,  карты остались на месте. Задаем вопрос к паре- Быть равнодушным или молчать? (пара поменялась) –быть равнодушным или одиноким? (пара поменялась) –быть равнодушным или ничего не слышать?

А вот здесь Татьяна остановилась и задумалась… :

-Так это почти одно и тоже… можно я назову карту – не слышать плохое в мою сторону ?

-Хорошо, быть равнодушным или не слышать плохое в вашу  сторону?

(К этой мысли можно аккуратно подтолкнуть  клиента. Ведь иногда карты можно трактовать от обратного)

Доводим ленту чувств  до конца, проговаривая все эмоции вслух!

  • По той же схеме прошу снова Татьяну проговорить чувства и поменять местами, обязательно проговорить всю ленту до конца:

- Не говорить или убегать?....

 

Конечно, психологу понятен этот трюк с передвижением карт. Но наша задача –наблюдать, как меняется отношение к негативным чувствам, как  с каждым разом произносится одно и тоже чувство. И показать, что то, что было не важным- отодвинулось на задний план. А вот теперь можно составить и свой план действий!

  • Мы оставляем первые три карты. Обсуждаем их значение для Татьяны. Она меняет к ним отношение…:

1.- задавать вопросы;

2.-  открыть уши;

3.- не говорить лишнее.

А потом, предлагаем написать план действий для каждой карты. Что она в силах сделать, чтобы справится с ссорой  и обидой?

  • Когда план был готов, Татьяна перечитала его:

- Трудно, конечно. На бумаге все легко… Но я попробую.. надо ,чтобы кто-то начал первым…

- Татьяна,  представим, что  план  сработал! Какой вы тогда удивите вашу дочь? Хотите поменять карту?

- Да, мне сразу понравилась одна карта, когда я листала колоду… еще подумалось –хорошо, если бы у нас так было всегда! (меняет карту)

-Обязательно будет! А рассказать ситуацию хотите?

-Да, вы ее уже из моего плана поняли))))) –классика! – зять и тёща))) а дочь на его стороне)))

Но будем  меняться)  Сама бы я не решилась написать такой план… - обида.. А сейчас смотрю на все легче. Вы лишние карты смели со стола, как лишний ненужный груз… Спасибо вашим котикам!

 

Вот такая техника работы с обидой. Хорошо она прошла и на детских обидах, когда ребенок считает себя, например, незаслуженно наказанным, обиженным друзьями, взрослыми… И не хочет рассказывать вам сразу свою историю… Начните с Ленты чувств, не травмируя рассказом ребенка- а план ребенка сам вам подскажет, что с ним произошло.

Мир вашему дому!

Наталия Седова.

Буду благодарна за мнения и отзывы о технике. Спасибо!