Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функции центральной нервной системы

К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) и, как следствие, нарушение мышечного тонуса - самая распространенная патология раннего детского возраста. Внимательное ежедневное наблюдение за ребенком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.

Для начала оцените мышечный тонус ребенка.

Вашему ребенку 3-4 месяца

Полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребенку это положение нравится. Он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает ее в стороны. Руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперед. Кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз плотно прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище - прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки (рис. 1).

У детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы).

Выпрямите ноги ребенка, сведите их и посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки.

Ребенок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне.

Сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола.

Понаблюдайте за положением вашего ребенка на спине. Вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается. Голову ребенок держит по средней линии, свободно поворачивая ее в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребенок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот. Туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос - подбородок - грудина - пупок - лобок. Правая и левая стороны должны быть симметричны. Ноги согнуты, бедра широко разведены (рис. 2).

В случае если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу.

Вашему ребенку 6-7 месяцев

Оцените его физическое развитие в этом возрасте.

Положите раздетого малыша на живот. Обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз еще прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются (рис. 3). При взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево.

Лежа на спине, ребенок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными. Голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперед.

Малыш самостоятельно поворачивается со спины на живот.

Он начинает садиться. При сидении обратите внимание на спину ребенка - одна должна быть прямая (рис. 4).

Оцените развитие ребенка в возрасте 9-10 месяцев

Малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени. Руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребенок может опираться только на одну руку. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь, живот и бедра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью (рис. 5).

Ребенок начинает ползать на четвереньках назад и вперед, свободно перенося свой вес с рук на ноги. Возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами. Следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки (рис. 6).

Приемы массажа и упражнения, способствующие общему расслаблению мышц тела ребенка

Массаж детей первых месяцев жизни носит в основном расслабляющий характер.

Прекрасным расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Его широко используют в детском массаже. Скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приемы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе.

Из специальных приемов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений. При этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребенка, как бы сливаясь с ней, и мелко «дрожит». Направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняются. Сначала это движение может показаться слишком сложным. Для тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращенную ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш. Во время выполнения приема карандаш рисует на листке бумаги вибрационную кривую. Она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов.

Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж - точечную вибрацию. Он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определенную зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от нее в течение 5-15 секунд. Колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное «дрожание»), быстрые, причем лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале - помедленнее, в середине - быстро, в конце - снова помедленнее). Давление на точку также меняется: от поверхностного - к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание.

Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики.

Поза «эмбриона»

Ребенок лежит на спине. Руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперед. Позу фиксируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе - от себя и с одного бока на другой 5-10 раз. Движения делать плавно, ритмично (рис. 7).

Покачивание на мяче

Укладывание ребенка на мяч и покачивание его в этом положении также поможет устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса. Упражнения проводят следующим образом: ребенка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая малыша, медленно покачивают вперед-назад, вправо-влево и по кругу. Медленное размеренное покачивание ребенка на мяче (лежа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперед (рис. 8).

Покачивание на весу

Держа ребенка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону. Это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребенка в вертикальном или горизонтальном положении (рис. 9).

Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие. Ежедневное купание в теплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

Приемы массажа и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей рук, развитию хватательной и опорной функций рук

Прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» или на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти.

Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод; рис. 10-11).

Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребенка движений.

Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями. Причем упражнения делают только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены, и движения совершают мягко, свободно и без особых усилий.

Упражнения для детей первого года жизни (даны по степени увеличения сложности)

Отведение согнутых в локтях рук при скольжении ими по поверхности стола.

Отведение согнутой руки вверх в положении ребенка на боку.

Выведение согнутых рук вперед в положении ребенка на животе.

Отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием (вместе и поочередно).

Скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны.

«Бокс» - поочередное сгибание и разгибание рук.

Поочередное поднимание рук вверх (рис. 12).

Одновременное поднимание рук вверх.

Круговые движения руками.

Сложное движение: согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).

Вращение предплечий. Руки согнуты в локтях, среднее положение предплечий - ладони обращены друг к другу (рис. 13), повернуть предплечья наружу (супинировать) - ладони обращены к лицу ребенка (рис. 14), вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий) - ладони обращены к взрослому (рис. 15).

Отведение и разгибание большого пальца руки. Для этого делают точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти; рис. 16).

Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания (рис. 17). Одновременно с описанными приемами проводят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задненаружной поверхности предплечья).

Очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребенка по различным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки» (рис. 18).

Приучите малыша хлопать по воде во время купания - это наверняка понравится ребенку.

Захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или руке - это приятно и полезно (рис. 19).

В более позднем возрасте, когда кисть ребенка достаточно раскрыта, научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («Сорока-сорока, кашу варила, деток кормила» - поглаживание по ладошке, «этому - дала, этому - дала» - при перечислении (деток) - массаж пальчиков).

Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребенка.

А если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы - с противоположной (рис. 20).

Потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игрушку, побуждая взять ее из разных положений (лежа на спине, лежа на животе, сидя).

Для развития опорной функции руки очень полезно положение ребенка на животе. Если малыш еще плохо держит голову, то положите ему под грудь сложенную в несколько раз пеленку. Следите, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался на согнутые ручки и держал кисти раскрытыми. В дальнейшем дети опираются


Что интересного на портале?