Кто поселяется в ночном мире детей

Источник: Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.

Рисунки Юлии Григорьевой

Посмотрим, кто и когда поселяется в ночном мире детей. Первым из сказочных персонажей, будоражащих воображение во сне, будет Волк. В 2 года его пугающий образ формируется под влиянием сказки "Красная Шапочка", мультфильмов, а также... угроз взрослых и физических наказаний.

Именно в 2 года проявляются в максимальной степени активность детей, самостоятельность, попытки проявить и утвердить свое "я". В то же время ребенок обязан следовать все большему числу требований взрослых, правилам поведения, принятым в обществе. Столкновение между "я хочу" и "так надо" или "нет" - в какой-то мере неизбежно.

Воспитательный потенциал родителей и проявляется, прежде всего, научением ребенка следовать определенным правилам поведения, например, быть в сопровождении родителей на улице, внимать предостережениям не ходить в лес летом и т. п. При несоответствии поведения детей ожиданиям родителей нередко используются угрозы наказания или же физические наказания непослушных, часто упрямых, с точки зрения взрослых, детей.

Лес тогда выступает в качестве неизвестности, непредсказуемости и опасности, а сам Волк символизирует угрозу или расправу над непослушными детьми. Действенность угроз повышается и в связи с воображаемым чувством одиночества в лесу, разлукой с родителями, отсутствием защиты с их стороны. А именно в 2 года привязанность к родителям достигает своего максимума, как, впрочем, и любознательность детей.

Добиваясь самостоятельности, ребенок оказывается как бы в неизвестном пространстве - в лесу, в то же время остро ощущая свой отрыв от родителей и всевозрастающее чувство беспомощности. В этой волнующей ситуации угрозы, запугивания, физические наказания со стороны родителей и материализуются в образе Волка. Сон же выступает в качестве игровой площадки - сцены, где разворачиваются события происходящей драмы.

Боль - другой аспект рассмотрения "Красной Шапочки". Острые зубы Волка, клыки, пасть - все это способно причинить боль, аналог которой есть в любом физическом наказании. Страх боли относится к фундаментальным страхам, присущим детям первых лет жизни, и Волк, таким образом, это воплотитель или, если угодно, трансформатор насилия, принуждения и боли.

В свою очередь, страх боли больше всего выражен у детей с пониженной массой тела, часто болеющих и получающих инъекции лекарств. Больше всего таких детей при невропатии - врожденной нервно-соматической ослабленности. Мальчики более чувствительны к боли, чем девочки, и, по-видимому, это биологически предопределено.

Чем больше развиты у детей обоего пола впечатлительность, воображение и художественная одаренность, тем раньше появляется Волк в их снах. Насколько же он будет оказывать травмирующее действие на их психику, зависит от конкретной психологической атмосферы в семье.

==== Итак, Волк дает во сне следующие "наказы" детям:

====

  1. Не отлучаться далеко от родителей. Волк тут как тут. В наивном представлении детей он всегда одиночка, сам по себе, ни к кому не привязан, в отличие от уже сложившегося опыта привязанности детей к матери.
  2. Быть осторожным при встрече с незнакомыми животными или людьми.
  3. Не верить с ходу тому, что говорят, обещают, и что в дальнейшем будет называться лицемерием, фальшью, обманом, "двойным дном".
  4. Соразмерять свои силы, верша добрые дела (пирожок Бабушке). Может ли одна девочка противостоять Волку? Ответ, то есть мораль: вместе с родителями всегда легче противостоять опасности, и взрослые для того и существуют, чтобы защищать детей.
  5. Больше слушаться родителей, тогда не будет лишней опасности, как и самой сказки о Красной Шапочке.
  6. Зло должно быть наказуемо, ибо еще не известно, сколько бабушек съел этот ненасытный хищник, который при всем своем желании не может отказаться от агрессивности - уничтожения других в целях своего прокорма.
  7. Чтобы выжить и не подвергаться излишней угрозе, нужно иметь опору в семье - Охотника, который при необходимости мог бы убить Волка. Обычно это отец, играющий всевозрастающую роль в развитии уверенности в себе детей после 2 лет. Главное, чтобы он сам не превратился в Волка - постоянно угрожая детям (подобно тому, как скалит зубы Волк) и излишне часто, незаслуженно и жестоко наказывая их.

В незабвенном для эмоций любви возрасте 3-5 лет более всего выражен страх перед отрицательными сказочными персонажами. Еще бы - с одной стороны любовь, беззаветность, с другой - отрицание, ненависть, отчуждение, пренебрежение. Сказочные чудовища словно говорят: "Если ты не любишь родителей или они сами антиподы любви из-за своей агрессивности, недружелюбия и отрицания, то бойся нас, и кто кого - или мы, или ты - середины не существует".

Вы скажете: да что ребенок понимает, мы его любим, и дело с концом - все счастливы и никаких кошмарных снов (КС). Как раз в этом и заключается основное заблуждение родителей, считающих себя самыми умными в отношении своих отпрысков. Дети же не понимают, а чувствуют фальшь, неестественность родительского отношения. Возразить, протестовать они еще не могут, "воспитанность не позволяет", все уходит, как в песок, в сон, где и разворачивается в самом неприглядном, но, тем не менее, весьма реальном мире.

Лидирующую роль среди отрицательных сказочных персонажей, проще - чудовищ, занимают бессмертные образы Кощея и Бабы Яги. Во сне они переживаются на год-два позже, чем днем, то есть у мальчиков до 5, у девочек до 6 лет. Соответственно, у мальчиков максимум подобных страхов наблюдается днем в 3, у девочек в 4 года.

Но не все способны испытывать эти страхи, нужно иметь задатки в виде эмоциональности, впечатлительности, психической податливости и более чем очерченной наивности. Так что привидеться Баба Яга и Кощей могут далеко не всем детям.

Но еще раз скажем: видеть подобные сны "не зазорно" в дошкольном возрасте - видимо, ребенок как-то реагирует, пусть и пассивно, на отчуждение, насилие и лицедейство родителей. Значит, он встревожен, обеспокоен, ему не все равно, пытается как-то разобраться, выяснить, что к чему и как, но не судьба все так сразу постигать. Предчувствие в ясные слова, решения, не обратишь, все на уровне догадок, измышлений, пусть и гениальных. Жизнь говорит: думай, анализируй; возраст же не позволяет, не говоря уже о препятствующем анализу невротическом состоянии.

Вера в Бабу Ягу и Кощея будет воплощением не только наивности, доверчивости, но в еще большей степени - внушаемости. Более того, безотчетный страх перед "семейной парочкой" - Бабой Ягой и Кощеем - как нельзя лучше говорит, что ребенок поддается отрицательным влияниям, но пытается противостоять им, одержать победу.

Если днем можно забыться, отвлечься, перестать думать о наваждениях, то ночью это сделать невозможно. Тем не менее, чем больше страхов днем, тем обязательнее их появление ночью, пусть и не так часто и интенсивно. Иногда КС могут быть так выражены, что дневные страхи тускнеют и могут обесцветиться, сойти на нет.

Поскольку эмоции любви у детей 3-5 лет требуют своего постоянного подкрепления, то эмоционально измененное, раздраженное, злое или отчужденное отношение родителей не только прекращает это подкрепление, но и вызывает недовольство, протест, которые не могут реализоваться днем. Ночью же отрицательные чувства получают свою полную компенсацию в виде страшных образов чудовищ.

Кому же чаще снятся Баба Яга и Кощей? Половая принадлежность чудовищ заставляет задуматься об их дифференциальном влиянии на мальчиков и девочек. Действительно, мальчики больше боятся Бабу Ягу, а девочки - Кощея. В Бабе Яге нетрудно усмотреть прообраз нервно-раздраженной, угрожающей или физически наказывающей матери - по отношению к мальчикам. В Кощее заключены те же характеристики плюс эмоциональная холодность, бессердечие и бездушность отца, что больше всего значимо для девочек.

Таким образом, дети больше боятся нарушения эмоционального контакта с родителем другого пола. В свете этого станет ясным, почему мальчики, опасаясь потери материнской любви, видят мать ночью в образе Бабы Яги, а девочки в аналогичной ситуации встречаются с Кощеем.

Подобные персонажи могут появляться и в снах более чем благополучных детей - они как бы не хотят видеть такими родителей, боятся некрофильной трансформации их образа.

В целом типична следующая возрастная динамика КС. До 5 лет дети больше всего боятся в КС изменения, исчезновения, потери родителей, затем с 5 до 7 лет более значим страх собственной смерти, после 7 лет нарастает страх смерти родителей, явно преобладающий в подростковом возрасте.

Отчетливо видимы причины заражения сна вирусом беспокойства и страха, когда нарушаются его цельность, позитивная тематика сновидений и, собственно говоря, защитная, восстанавливающая функция сна.

==== Итак, Баба Яга и Кощей снятся чаще, если родители:

====

  1. отдаляются от своих детей, предоставляя им возможность полностью обслуживать себя; все дело в том, что это продиктовано эгоизмом, отсутствием внимания к эмоциональным сторонам психики, переключением любви на другого, недавно родившегося ребенка;
  2. постоянно раздражены и недовольны своим чадом, при наличии своих далеко не лучших черт характера или невротического состояния;
  3. много угрожают, стращают всякими карами вроде: "Только попробуй!", "Дядя заберет в мешок", "Мама больше любить не будет", "Если посмеешь, то пеняй на себя", "Папа придет и накажет" и т. д.;
  4. нетерпеливы и резки в обращении с детьми;
  5. непоследовательны и противоречивы - обещают одно, делают другое, часто меняют решения, двойственны в отношениях с детьми;
  6. проявляют жестокость, не принимают извинений, используют физические способы наказания;
  7. не способны найти согласие друг с другом, без конца ссорятся и пытаются привлечь ребенка на свою сторону, как и использовать его в качестве "козла отпущения".

Волк, Баба Яга и Кощей являются, по существу, некрофильными, то есть несущими смерть, образами зла и насилия. Когда они появляются во сне и не совершают черных дел, то обычно ребенок подспудно ощущает опасность, с которой не может справиться днем, поскольку остается непонятным ее исходный вектор.

Другое дело, когда Баба Яга и Кощей "находятся в работе" - расправляются со своими жертвами во сне. Это показатель нарушения психической защиты, прорыва деструктивных сил зла и агрессии. И беззащитность здесь полная, стопроцентная, об уверенности и заикаться не приходится. В силу чего необходимо действие по крайней мере нескольких из вышеперечисленных факторов заселения сна чудовищами.

Помимо символа страха, зла, агрессии и некрофильного звучания, Баба Яга и Кощей олицетворяют угрозу лишения родителей, как в сказке "Гуси-лебеди", когда ребенок похищается и уносится из семьи. Опасения потерять расположение родителей, равно как и страх превращения родителей в неродителей, находятся в подсознательной сфере психики, пропитывая сон тревожными предчувствиями и страхами.

Неоднократно говорилось об открытой нами триаде страхов перед сном в 3-5 лет, когда ребенок боится, сам не зная почему, одиночества, темноты и замкнутого пространст


Что интересного на портале?